Страница обновлена 13.10.2019

МОУ Некоузская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа Ярославской области

Страница обновлена 13.10.2019
МОУ Некоузская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа Ярославской области

Рабочая тетрадь для подготвки к ЕГЭ по русскому языку

Итоговое сочинение в 2019 - 2020 учебном году

Приемы работы при подготовке к итоговому сочинению

1. Пирамида

Этот прием подходит для работы по теме, которая сформулирована в вопросительной форме. Кратко ответьте на вопрос, обозначенный в теме. Теперь подумайте, на какие вспомогательные вопросы нужно ответить, чтобы дать развернутый ответ. Ответы на вспомогательные вопросы станут микротемами абзацев вашего сочинения

2. Лестница 

Представьте, что сочинение — это лестница. Подножие лестницы — основная мысль, ступени — аргументы, которые вы используете для ее раскрытия. На вершине лестницы — вывод, к которому вы приходите в конце рассуждения.

https://vip.1zavuch.ru/system/content/image/183/1/-14566695/

В примере выше на ступени 3 можно использовать литературные аргументы: Чацкий в комедии «Горе от ума» А. Грибоедова, Базаров в романе И. Тургенева «Отцы и дети», Ларра в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль». Литературную основу удобно записывать рядом с соответствующей ступенью.

Лестницу можно заполнить и вопросами, если вам удобнее работать в такой форме.

3. Автор — это я

Этот прием используйте для сочинений, темы которых сформулированы с помощью цитат. Прочитайте цитату. Попробуйте поставить себя на место автора. Подумайте, почему автор цитаты высказался именно так. Если вам известны биографические факты об авторе, попытайтесь предположить контекст, в котором автор мог бы высказаться так.

4. Кластеризация

Кластер – это объединение нескольких однородных элементов. Чтобы понять, что написать в сочинении, начните работу с определения ключевых слов темы. Запишите ключевые слова по выбранной вами теме. Затем объедините ключевые слова в группы – кластеры.

5. Дневник памяти

Используйте этот прием, чтобы избавиться от боязни чистого листа. Бывает сложно начать работу, когда ваш лист для записи чист. Поэтому начните работу с создания «дневника памяти». Запишите все, что придет вам в голову по теме: ассоциации, цитаты, ключевые слова, свои мысли.

Этот прием отличается от кластеризации тем, что позволяет сразу начать работу и не концентрироваться на выделении ключевых слов. Когда вы создадите «дневник памяти» по теме, вы поймете, достаточно ли у вас материала, чтобы написать сочинение по выбранной теме.

6. Пишу то, что точно знаю

Когда работаете над сочинением, включайте в него только ту информацию, в которой уверены. Используйте для аргументации тексты тех произведений, которые читали сами. Не полагайтесь на пересказы и краткие описания из интернета: в них часто встречаются ошибки.
Если вы приводите в сочинении цитату, но сомневаетесь в ее точности, используйте косвенную речь.

7. Обратное чтение

Этот прием используйте, чтобы найти в тексте ошибки. Когда вы читаете текст с первого предложения, вы отвлекаетесь на его смысл и можете не заметить орфографические, пунктуационные и другие ошибки. Поэтому читайте текст с последнего предложения. Это позволить взглянуть на сочинение по-новому и сосредоточиться на проверке грамотности.

8. Выделение в тексте

Обведите все знаки препинания в тексте. Визуально оцените текст. Если вы видите крупный отрезок текста, в котором нет ни одного знака, — это повод задуматься и перепроверить расстановку знаков препинания.

Подчеркните в тексте все длинные слова. Длину оценивайте визуально. Проверьте, правильно ли написаны подчеркнутые слова.

Материал предоставлен сайтом zavuch.ru

Итоговое сочинение 2017 – 2018 учебный год

Критерии оценки итогового сочинения в 2018 году

Как и в предыдущем сезоне, в этом году оценивать работы учеников будут учителя школы, совместно с экспертами. Проверяя важное для выпускников 2018 года итоговое сочинение и принимая решение, педагоги будут учитывать такие направления и критерии:

Критерий

Что проверяют?

За что поставят «незачет»?

1

Соответствие теме

Проверяется содержание сочинения и умение ученика рассуждать на заданную тему.

Работа не соответствует теме или вообще не имеет цели высказывания.

Автоматически будет «незачет» по работе в целом!

2

Аргументация

Проверяется умение выпускника использовать литературный материал из разных изученных произведений для аргументации своей позиции.

Вообще отсутствует привлечение литературного материала, либо в случае существенного искажения содержания литературного произведения, на которое ссылается ученик.

Автоматически будет «незачет» по работе в целом!

3

Композиция

Проверяется логичность цепочки рассуждений, умение выдерживать оптимальное соотношение между тезисом и доказательствами.

В работе полностью отсутствует тезисно-доказательная часть или имеют место грубые логически нарушения, которые мешают понять суть рассуждений.

4

Качество речи

Проверка речевого оформления текста, уровня владения литературным русским языком.

Очень низкое качество речи, работа содержит много речевых штампов, разговорных (не литературных) слов.

5

Грамотность

Проверка текста на наличие грамматический и пунктуационных ошибок.

Учеником допущено более 5 ошибок на каждый 100 слов сочинения.

Как видите, критерии не излишне жесткие. Для успешного преодоления первого испытания достаточно получить «зачет» по первым двум критериям. А это значит, что достаточно того, что ваши рассуждения будут соответствовать теме и будут подкреплены литературным материалом.

Обратите внимание, что мало просто ссылаться на определенные произведения. Необходимо находить конкретные литературные примеры, анализировать поведение и характер героев, приводить в качестве весомого аргумента мысли автора.

Структура сочинения

Продумайте структуру сочинения для каждого из блоков. Она должна содержать такие пункты:

1

Вступление

Около 100 слов, 70 из которых – вступление. А 30 – подводка к основной части.

2

Основная часть

Главный тезис и его аргументация с опорой на литературные произведения

 

2-й тезис и аргументация

3-й тезис и аргументация

3

Заключение

 

Примерно 60-70 слов. Блок стоит начинать с итоговых конструкций «Подводя итог…», «Рассуждая, я прихожу к выводу…» и др.

Опираясь на литературный материал, действуйте по схеме:

Укажите автора и полное название произведения.

Опишите очень кратко ситуацию, которая, по вашему мнению, соответствует тезису (не надо пересказывать текст).

Дайте свою оценку и приведите мнение автора.

Подведите промежуточный итог.

Помните, что переход от одного произведения к другому должен быть плавным, а потому желательно продумать небольшие вводные предложения, благодаря которым текст не будет выглядеть рваным.

Советы

Читайте не только произведения в оригинале, но и критику. Это даст необходимую базу мыслей и аргументов, которыми можно будет оперировать при написании.

Обрабатывая разные блоки, чередуйте их, не зацикливаясь на одном направлении.

Не спешите писать сочинение сразу после прочтения произведения, дайте себе время на осмысление прочитанного.

Всегда начинайте написание сочинения с плана, это сэкономит время и не даст забыть о важных нюансах.

Старайтесь избегать конструкций, выражающих неуверенную позицию, таких как «мне кажется», а также выдерживайте эмоциональный баланс, не перегружая сочинение.

«Клише к итоговому сочинению

Примеры вступления.

1. Всем известно; что … Об этом написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, об этом говорят и неискушенные подростки и умудренные опытом люди… Наверное, эта тема интересует каждого из нас, поэтому текст … тоже посвящен …

2. Люди часто размышляют о том, что …. (

3. (Вопросы). Эти вопросы очень важны, потому что заставляют нас задуматься о сущности … . Кто-то считает, что …. Кто-то….

4. Начать с цитаты, в которой заключена главная мысль текста. (Прием «Ниточка»)

Переход к основной части.

1. В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература

2. Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема…

3. Размышляя о …, я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором…

Обращение к произведению.

1. Тема (природы и т.п.) затрагивается в романе…(автор, название).

2. Вспомним героя повести… (автор, название).

3. Обратимся к роману… (автор, название).

Выводы и заключение.

Промежуточный вывод

1. Писатель считает, что…

2. Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о….

Заключение

1. Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…

2. Обобщая сказанное, хочу сказать, что…

3. (Цитата)«…,» – писал …. В этих словах выражена мысль о ….

 

Комментарий… Тема верности тесно связана с выбором. Определив для себя эталон поведения, идеал, ценности, человек следует им в своей жизни. Иными словами, верность – это линия поведения человека в соответствии с его выбором, это готовность человека отстаивать то, что ему дорого, что ценно в его жизни. Верность – это черта характера, которая привлекает людей, потому что верный человек надёжный, он всегда является опорой в любой жизненной ситуации, на такого человека можно положиться, ему можно верить. Верность всегда связана с терпением, самоотдачей, верный человек не требует ничего взамен, он бескорыстен. В основе верности людей всегда доверие друг другу. Верность – это постоянство. Верный человек всегда точно знает, чего он хочет, к чему стремится, поэтому достигает высоких результатов, осуществляет задуманное. Человек может быть верен в дружбе, любви. Верность – основа патриотизма. Человек, верный своему народу, Родине, никогда не станет предателем. Это тот стержень, на котором держатся стойкость, смелость, мужество, непреклонность, патриотизм.

Измена – нарушение верности кому- или чему-либо. Измена – это поступок, результат выбора личности, способной нарушить взятые на себя обязательства, предать идеалы, людей, Родину. Это неспособность человека быть верным своему выбору, выбору профессионального пути, целей, идеалов или нравственных ориентиров. Измена в любви – это нанесение глубокой душевной раны любящему, предательство. Измена идеалам – это отход человека от тех принципов, ориентиров, которые он выбрал когда-то для себя. Это может лишить его жизненной опоры, сделать несчастным. Измена Родине, народу – это стремление выбрать для себя лично лёгкий путь, выжить любой ценой в трудный для страны период, предать всё, что составляет основу жизни человека, это одно из отрицательных нравственных качеств человека, которое всегда было презираемо в обществе.

Синонимы Измена- Предательство, вероломство, неверность, непостоянство, неустойчивость, переменчивость, обман Постоянство, выдержка, неизменность, твердость, непоколебимость, рачение, рачительность, честность, точность, исправность, добросовестность, аккуратность

Мудрые мысли «Будь верен сам себе, и тогда столь же верно, как ночь сменяет день, последует за этим верность другим людям» Шекспир «Верная любовь помогает переносить все тяготы» Ф.Шиллер «Измена зарождается в сердце прежде, чем проявляет себя в действии» Дж.Свифт «В этом мире я ценю только верность. Без этого ты никто и у тебя нет никого. В жизни это единственная валюта, которая никогда не обесценится» В.Высоцкий

  • совершаются чаще всего не по обдуманному намерению, а по слабости характера. Ларошфуко Предателей презирают даже те, кому они сослужили службу. Тацит Публий Корнелий Измена другу — преступленье Без оправданья, без прощенья. Лопе де Вега

Вступление: выделить и прокомментировать ключевые слова, сформулировать собственный тезис (мысль, которую вы будете доказывать) !! выдвинуть тезис

Поставьте вопрос к теме и постарайтесь кратко и четко на этот вопрос ответить- это и будет идея(тезис) вашего сочинения

Используйте личностные фразы, типа «Давайте вместе проследим за тем, что происходит с человеком, который…», «Действительно ли так опасно равнодушие? Ответ на этот вопрос поможет мне найти литература- эта замечательная энциклопедия, которая всегда является неизменным помощником в поиске ответа на трудные вопросы»

Задача основной части – доказать выдвинутый тезис. Доказательство тезиса – аргументы, конкретные примеры из произведений, которыми можно подтвердить его верность. !!! Чтобы эта часть сочинения была выполнена успешно, важно: приводя примеры, нужно ссылаться не на судьбы героев, конкретные факты и их подробный пересказ, а на позицию автора произведения и его оценку происходящего в связи с ключевыми словами из формулировки темы

 

Например, Наташа сострадает своем матери, потерявшей сына. Она берет на себя большую часть горя матери, ухаживает за ней, помогает ей выстоять в трудной ситуации. В этом Наташа обладает настоящим талантом. Графиня знает, что только Наташа своим вниманием и любовью способна облегчить ее неимоверную боль

Основная часть Структура аргумента: Укажите автора и полное название произведения. Опишите очень кратко ситуацию, которая, по вашему мнению, соответствует тезису (не надо пересказывать текст). Дайте свою оценку и приведите мнение автора. Подведите промежуточный итог. Помните, что переход от одного произведения к другому должен быть плавным, а потому желательно продумать небольшие вводные предложения.

Заключение

Заключение- кольцевая композиция Используйте вопросно- ответную форму изложения Например: «Действительно ли равнодушие ведет к разрушению нравственных качеств человека? Я с полной уверенностью могу сказать : «Да, безусловно». …

  1. Верность себе, своим принципам, целям, идеалам, призванию, профессии, делу, слову «Капитанская дочка» А.С.Пушкин, повесть (Пугачёв, Гринёв, Савельич) «Дубровский» А.С.Пушкин, повесть (Дубровский-старший) «Легенда о Данко» М.Горький (Данко) «Макар Чудра» М.Горький, рассказ (Лойко Зобар и Радда) «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю.Лермонтов, поэма (Калашников) «Мцыри» М.Ю.Лермонтов, поэма (Мцыри) «Повесть о настоящем человеке» Б.Полевой, повест
     
  2. Верность и измена в любви «Капитанская дочка» А.С.Пушкин, повесть (Маша Миронова) «Бедная Лиза» Н.М.Карамзин, повесть (Лиза – Эраст) «Гранатовый браслет» А.И.Куприн, повесть (Желтков) «Война и мир» Л.Н.Толстой (Наташа Ростова) «Темные аллеи» А.И.Куприн (Надежда, Николай Алексеевич)
  3. Супружеская верность, верность семейным традициям «Капитанская дочка» А.С.Пушкин, повесть (Мироновы) «Повесть о Петре и Февронии Муромских» (Пётр и Феврония) «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова » М.Ю.Лермонтов, поэма (Алёна Дмитриевна, Калашников) «Евгений Онегин» А.С.Пушкин, роман (Татьяна Ларина)
  4. Верность четвероногий друг- хозяин «Белый Бим Чёрное ухо» Г.Н.Троепольский, повесть (Бим) «Белый пудель» А.И.Куприн (Сережа- Арто)

Возможные темы сочинения

Подтвердите или опровергните слова Ф. Шиллера: "Верная любовь помогает переносить все тяготы"?

Что может привести человека к измене?

Важно ли бы верным данному слову?

Можно ли простить предательство?

Согласны ли вы со словами Л.Н.Толстого: «Когда тебя предали, это всё равно, что руки сломали… Простить можно, но вот обнять уже не получается».

 

Не забывайте, что работа должна быть самостоятельной.

Рекомендации к теме (по материалам Интернет)

  1. Верность и измена представляют собой две противоположные крайности морально-этического облика личности. Если рассматривать с литературной точки зрения, то «верность» и «измена» в большинстве произведениях ярко и точно характеризуют поступки героев. Будь то "Анна Каренина" Л. Толстого, "Евгений Онегин" или "Капитанская дочка" Пушкина – везде остра и многогранна проблематика верности и измены. Если же обратиться к современной реальности, то с одной стороны, благородное поведение берет свои азы с самого раннего детства в семейной атмосфере, с другой – человеческий моральный облик – это полноценное отражение мышления и натуры человека. Конечно, не стоит забывать о верности своей семье, родным, любимым и близким людям.

    Каждый человек, имеющий адекватное сознание обязательно должен обладать качествами, которые присущи верности. Данное понятие украшает и значительно возвеличивает облик человека. Также стоит отметить, что все эти чувства невозможно насильственно привить. Нудные нотации и нравоучения не помощники в данном вопросе. Понятие «верность» рождается в самой глубине души при появлении на свет каждого человека. И о его верности можно будет судить по совершаемым им поступкам, ходу мыслей и в целом по выбранному течению жизни, отбросив все красноречивые изречения.

    Но, не стоит рассматривать верность как некое исходное положение жизненной позиции. На самом деле верность является щедрой данью искренней и неподдельной любви. Только любовь способна возродить в человеческой душе нескончаемое уважение и полную готовность к самопожертвованию. Собственная мысль способствует формированию индивидуальности. Благодаря тому, что имеешь свою позицию, можно значимо выделяться среди толпы и не поддаваться общественному мнению. В таком случае нам никто не сможет навязать чужие размышления. Именно поэтому очень важно быть верным перед собой. Измена – это предательство.

    Этот поступок считается самым неприятным и позорным явлением человеческой жизни. В лице предателя может выступать родной и любимый человек, которому доверялось очень многое. Поэтому полученный удар от предателя можно сравнить с воткнутым ножом в спину. Наверное, каждый человек зависим и нуждается, в том, чтобы рядом была близкая душа, которой можно было бы рассказать самое сокровенное и поделиться чем-то полезным и насущным.

    Не существует ничего не приятнее и пакостнее, чем оказаться преданным. Очень часто в жизни случается так, что измена происходит в самый неподходящий момент, когда, итак, проблемы просто наваливаются со всех сторон и тяготят. А тут бы поделиться с близким человеком о произошедших неприятностях, спросить совета, но, увы, этот человек уже числится во врагах. Он предал, изменил и подставил. От этого человеческая душа разрывается на мелкие частички от боли. Конечно, преданный человек максимально стремится к тому, чтобы скорее все преодолеть и пережить этот досадный период жизни. Но, собраться очень сложно. После измены больше не хочется никому доверять, преданный человек начинает во всем искать подвох. Стоит акцентировать внимание на поведении предателя, как он себя ведет.

    Рассказывает ли почему все так произошло? Просит ли прощения? Все бывает в этой жизни и от ошибок никто не застрахован. Может быть даже и такое, что по жизненным обстоятельствам или под влиянием чужого мнения мы не умышленно подставляем другого человека. Самое главное вовремя опомниться, искренне раскаяться и попросить прощения. Если действительно можно найти оправдание совершенному, то можно и простить человека, дав ему еще один шанс, чтобы все наладить и вернуть честные и доверительные отношения. Не нужно замыкаться, жизнь продолжается, поэтому необходимо двигаться дальше. В первую очередь все мы люди и должны терпеливо относиться друг к другу. Наша жизнь, итак, наполнена всевозможными трудностями различного характера, поэтому нужно трепетно и с огромным уважением относиться к любящим и любимым людям.
  1. Мы довольно часто в жизни слышим эти антонимы: верность и измена. И все понимают эти слова по-своему. Почему? Верность определяется как постоянство в чувствах, привязанностях, убеждениях. Но редко, кто вспоминает о значении корня слова – вера. Вера – это убеждение в чём-то, что является незыблемым в ваших представлениях, понимании. А вот измена есть не что иное, как нарушение верности кому- или чему-либо. Согласно христианской этике измена является особенно серьезным грехом. Но измена не обязательно должна быть в области веры. Есть такое понятие как супружеская измена, измена Родине, измена убеждениям. Всё это разновидности этого всеобъемлющего понятия.

    Я хочу обратиться к пониманию супружеской измены и верности. И в связи с этим вспомнить произведения нашей литературы. В драме А.Н.Островского «Гроза» поднимается эта проблема. Главная героиня драмы Катерина Кабанова изменила своему мужу с молодым человеком, приехавшим из столицы. Необычный, не похожий на жителей города Калинова Борис в своём партикулярном платье кажется Катерине таким ярким и неповторимым. Она влюбляется в него буквально с первого взгляда. Его деликатность и такт совсем не вяжется с темнотой, необразованностью, грубостью и хамством местных жителей.

    Однако Катерина, которая ещё никого никогда не любила, выбирает Бориса, как суженого, человека, посланного богом. Она, однажды сделав шаг в сторону своего избранника, решает, что именно он и есть её судьба. Измена мужу в её понимании – не измена вовсе. Она никогда не любила Бориса, хотя старалась быть ему верной. По сути, это он изменил, потому что оставил её одну в этом злобном мире. Но её мучает факт клятвы во время обряда венчания. Однако Тихон не воспринимает измену Катерины, она для него любимая жена, главное, чтобы никто ничего не знал. Он и бьёт-то жену по настоянию матери. Так измена Катерины становится символом её веры в Бога, в его благословение. Она решается на самоубийство, только чтобы не изменять своим убеждениям, своей вере.

    В поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» Матрёна Корчагина остаётся верной своему мужу в самых сложных жизненных ситуациях. Когда её супруга Филиппа забирают в рекруты, а она остаётся беременной в ожидании ребёнка, без мужа, она решает идти к губернаторше за помощью, в стремлении найти защиту. Ей посчастливилось: начались роды, и губернаторша стала крёстной матерью для её ребёнка. Она помогла в освобождении её мужа от рекрутской повинности. Редкая женщина способна на такое самопожертвование во имя любимого мужа, на такую верность своей венчальной клятве.

    Измена и верность – взаимоисключающие понятия, но в последнее время никто не придаёт им особого значения. Никто особенно не старается блюсти верность, никто не считает измену страшным грехом. Стёрлись границы. Всё в человеческой нравственности, в том, как оценивать поступки свои и других людей.

В.Быков «Сотников»

Творчество Василя Быкова почти полностью посвящено теме Великой Отечественной войны. Уже в первых повестях писатель пытался освободиться от стереотипов при показе военных действий и поведения солдат и офицеров. В произведениях Быкова всегда изображаются острые ситуации на войне. Его герои обычно поставлены перед необходимостью срочного принятия решений. Быков разрабатывает героико-психологическую разновидность повести, делая в ней упор на трагической стороне войны.

Для художественной манеры писателя характерно сведение в одном произведении контрастных персонажей, с помощью которых он проводит нравственный эксперимент. Яркий пример тому – повесть «Сотников», написанная в 1970 году. Автор ставит своих героев перед тяжелым выбором: либо спасти свою жизнь и предать, либо погибнуть от рук фашистов.

Сотников и Рыбак – это партизанские разведчики, которые отправились добыть продовольствие для укрытого в лесу отряда. Мы знакомимся с ними, когда они зимой пробираются с Горелого болота на хутор за продовольствием, чтобы спасти от голодной смерти партизан. Их отряд причинил оккупантам много вреда. После этого были посланы три роты жандармов для уничтожения партизан. «За неделю боев и беготни по лесам люди измотались, отощали на одной картошке, без хлеба, к тому же четверо были ранены, двоих несли за собой на носилках. А тут полицаи и жандармерия обложили так, что, пожалуй, нигде не высунуться».

Рыбак – сильный, находчивый боец, был старшиной в стрелковой роте. Когда его ранили, он оказался в глухой деревне Корчевке, где его выходили местные жители. После выздоровления Рыбак ушел в лес.

О Сотникове мы узнаем, что он до войны окончил учительский институт, работал в школе. В 1939 году его призвали в армию, а когда началась война, он командовал батареей. В первом бою батарея была разбита, а Сотников попал в плен, из которого со второй попытки бежал.

Быков отличался умением выстраивать психологические, нравственные парадоксы. Читатель не может угадать, как поведут себя его герои в экстремальных условиях. Писатель показывает, что судьба несколько раз предоставляет возможность герою сделать выбор, но что выберет он? Часто человек не знает самого себя. У каждого есть определенное мнение о себе, иногда даже уверенность в том, как он поступит в той или иной ситуации. Но это лишь придуманный образ собственного «я». В ситуации жесткого выбора проявляется все, что есть в глубине души, истинное лицо человека.

В повести автор параллельно раскрывает характеры своих героев, он хочет выяснить, какие нравственные качества дают человеку силы противостоять смерти, не уронив собственного достоинства. Быков не ставит вопрос, кто герой, а кто – нет, он знает, что героем может стать любой, а становится не каждый. Героем может стать только человек с твердыми нравственными принципами, которые закладываются в семье и укрепляются всю жизнь, когда человек не позволяет себе морально пасть ни при каких условиях. Сотников размышляет о том, что «в борьбе с фашизмом нельзя принимать во внимание никакие, даже самые уважительные причины». Победить можно было только вопреки всем причинам. Те, кто думают, что выше головы не прыгнешь, а против силы не попрешь, никогда не победят.

В повести Рыбак постоянно помогает больному Сотникову. Он всё делает правильно. Он берет на себя переговоры со старостой, чтобы Сотников согрелся, тащит на себе тушу овцы, возвращается к нему, когда раненый Сотников не смог уйти от обстрела. Рыбак мог бы уйти, бросить товарища, но именно совесть не дала ему так поступить. В целом Рыбак ведет себя правильно до последнего момента, когда надо выбрать: жизнь или смерть. У Рыбака нет таких нравственных ценностей, на которые можно было бы опереться в момент выбора. Он не может заплатить жизнью за убеждения. Для него «появилась возможность жить – это главное. Все остальное – потом». Потом можно попробовать как-нибудь выкрутиться и опять причинять вред врагу.

Быков в своей повести исследует не жизненную ситуацию, у которой всегда есть несколько решений, а нравственную, для которой необходимо совершить только один поступок. Для Сотникова последним поступком стала попытка взять на себя вину, чтобы не были расстреляны за помощь партизанам староста и Демчиха. Автор пишет: «По существу он жертвовал собой ради спасения других, но не менее, чем другим, это пожертвование было необходимо ему самому». По убеждениям Сотникова, лучше смерть, чем жить предателем. Сотников Физически слабее Рыбака, но имеет высокие нравственные принципы. Главное различие героев – в их ДУХОВНОМ уровне.

- Дает ли это различие основание заподозрить в Рыбаке будущего предателя? (нет)

С.- интеллигент, прочитал много книг. размышляет о сущем, о жизни. Для него счастье членов общества должно определяться силой и гармонией самого общества и наоборот Он много думает, оказавшись в трудной ситуации, о своём долге перед Родиной, людьми, которые оказались с ним рядом. С.готов жертвовать ради других собой. Это было необходимо ему самому. У Сотникова есть масса положительных примеров. Он вспоминает, как немцы допрашивали пожилого седого полковника с перебитыми кистями рук и был поражён его силой духа. Несколько минут перед расстрелом были для полковника его собственным триумфом, последним подвигом, не менее трудным, чем на поле боя. размышляет о сущем, о жизни. Ни разу в его голове не возникает мысль о предательстве.

Сцена пыток и избиения Сотникова производит тяжелое впечатление. В этот момент герой понимает, что по сравнению с телесной жизнью есть что-то более значимое, то, что делает человека человеком: «Если что-либо еще и заботило его в жизни, то это последние обязанности по отношению к людям, волею судьбы или случая оказавшимся теперь рядом. Он понял, что не вправе погибнуть прежде, чем определит свои с ними отношения, ибо эти отношения, видно, станут последним проявлением его “я” перед тем, как оно навсегда исчезнет».

Открытием для Рыбака становится простая истина: не так страшна физическая смерть, как нравственная. Каждый бесчеловечный поступок приближает моральную гибель. Страх смерти физической заставляет Рыбака стать полицаем. Герой должен пройти первую проверку на лояльность новой власти. Он казнит Сотникова, и тот умирает, как герой. Рыбак же остается жить, но жить, каждый день вспоминая сцену гибели Сотникова, старосты Петра, Демчихи, еврейской девочки Баси. Рыбак после казни Сотникова хочет повеситься, но писатель не дает ему сделать этого. Быков не дарит своему герою облегчения, это была бы слишком легкая смерть для Рыбака. Теперь он будет помнить виселицу, глаза людей, мучиться и проклинать день, когда родился. Он будет слышать слова Сотникова «Пошел к черту!» в ответ на сказанную шепотом просьбу простить его, Рыбака.

У автора не было цели изобразить героизм на поле боя, передать историческую точность событий. Серьёзные боевые действия показаны только в коротких воспоминаниях Сотникова и Рыбака. Мне кажется, Быков ставит вопрос, не какой выбор делают герои, а почему каждый из них идёт своей дорогой. Поэтому всё произведение насыщено размышлениями автора и самих героев над своими поступками.
Рыбак – сложный и противоречивый человек. Это опытный солдат, психолог, который умеет оценить обстановку. К каждому, с кем Рыбак встречается в деревне (староста, женщины, дети), он предельно внимателен и подозрителен. Из любой сложно ситуации, где нужно незамедлительно принять решение, он находит верный выход. Он по своему понял смысл партизанской войны: «отстаивая собственную жизнь, чинить вред врагу, и тут он чувствовал себя полноценным партизанским бойцом».
Рыбак на протяжении этого долгого и сложного пути ведёт с собой непрерывную нравственную борьбу. Постепенно нарастает в нём досада и злость на раненого напарника, ставшего причиной всех злоключений. Герой пытается договориться с совестью, оправдать себя, хотя знает, что поступает подло, не как солдат, не как гражданин.
Рядом с партизанами в одной клетке старик, женщина и ребёнок – те, ради спасения которых миллионы проливают кровь на фронте. Рыбака же до последних минут не оставляет мысль о спасении. Вступить в сговор со старостой, Сотниковым, выкрутиться, запутать следствие и выиграть время, даже перейти на сторону немцев, – как за ниточку, цепляется он за каждую возможность спастись. Этот герой окончательно усыпил свою совесть перед Сотниковым, а главное, перед собой, когда мысль о скорой смерти товарища показалась ему спасательным кругом.
Полон трагизма и душераздирающей боли эпизод повешения пленных, когда Рыбак вместе с полицаями ведёт своего товарища к петле, с которым вчера они ели из одного котелка, и сам убирает подставку из-под ног. Но после казни он вдруг понял, что надежды перехитрить полицаев и немцев и сбежать рухнули. Внутренняя несвобода, подчинённость обстоятельствам помешала Рыбаку в его попытке покончить жизнь самоубийством. В случившемся он готов винить Сотникова, войну, судьбу – только не себя. «Наверное, ничего уж не поделаешь – такова судьба», – обречённо делает вывод Рыбак.
Конечно, страдания и смерть на войне неизбежны. И рядом с подлинным героизмом уживаются предательство, малодушие, слабость, отчаяние, страх. Но оставаться человеком с чистой совестью в любых обстоятельствах, по мысли Быкова, – единственно верный нравственный выбор.
Того же мнения придерживается и еще один классик русской литературы – М.А. Булгаков. Его роман «Белая гвардия», в том числе, и об этом. Булгаков так же выводит в своем произведении образ предателя, раскрывая подлость и ничтожность натуры псевдо-интеллигента Тальберга.

Таким образом, предатели – особый тип героев в русской литературе. Они обладают сложной и противоречивой натурой, однако всех их объединяют трусость, эгоизм, отсутствие четких моральных нравственных принципов, внутренняя слабость.

Сравнительная характеристика Сотникова и Рыбака по 1-4 главе

(проявление нравственных качеств героев)

Рыбак

Сотников

 

Потому и не отказался, что другие отказались

Встреча с полицаями на дороге

Как всегда в минуту наибольшей опасности каждый заботился о себе, брал свою судьбу в собственные руки

«… так просто он им не дастся

Преследование (7,8 гл.)

 

«… всё чаще стала напоминать о себе … тревога за собственную жизнь»

 

«Он чувствовал себя почти виноватым, оттого, что страдая сам, подвергал риску товарища

В избе у Дёмчихи

 

«гибель как будто откладывалась, это было главное, а остальное для него уже не имело значения

«И он в отчаянии думал, что напрасно они отзывались, пусть бы полицаи стреляли – погибли бы, но только вдвоём»

 

По дороге в полицию

Теперь уже Сотников не имел для него большого значения»

Только бы выгородить Дёмчиху

В фашистском плену

«Появилась возможность жить – это главное. Всё остальное – потом»

 

«Как в жизни, так и перед смертью у него на первом месте твердолобое упрямство, какие-то принципы»

 

 

В последний час

 

«… удирать некуда. После этой ликвидации – некуда. Из этого строя дороги к побегу уже не было», «теперь он всем и повсюду враг»

 

… уйти из этого мира по совести, со свойственным человеку достоинством»

     

 

(Рыбак одержим всепоглощающей идеей выжить. Для Сотникова главное умереть достойно, взяв всю вину на себя.)

Быков вводит в повесть эпизоды детства (гл.15, 16)

(Он показывает прямую связь прошлого с настоящим. Рыбак совершает свой детский подвиг не задумываясь, полагаясь на физическую силу. Ложь Сотникова отцу стала для него уроком на всю жизнь. Он строго судит себя и держит ответ перед своей совестью. А Рыбак снова, как в детстве, оказался над пропастью. Только тогда он удержался на краю, а сейчас…)

Сотников, глядя на приготовленную ему петлю, думает: «Одна на двоих»?

(Рыбак собственноручно казнит товарища. И хотя он спасен от физической смерти, он обрекает себя на долгую, позорную смерть предателя).

Возможно ли нравственное возрождение Рыбака?

(Человек проверяется тогда, когда остаётся один на один с собой, со своей совестью. По Быкову: «после предательства не может быть и речи о моральном возрождении».)

Проблемы, поднятые Быковым в повести, злободневные и сегодня.

(Это своеобразный урок всем, кто намеревается достичь корыстной цели любым способом. И при этом не задумывается над тем, как его выбор отразится на окружающих.)

Ещё один комментарий (по материалам Интернет)

Человек и общество

Личность и общество (в согласии или в противостоянии).

В рамках данного подраздела можно поговорить о следующих темах:

Человек как часть общества.

Невозможность существования человека вне социума.

Независимость суждения отдельно взятого индивидума.

Влияние социума на решения человека, влияние общественного мнения на вкусы человека, его жизненную позицию.

Противостояние или конфликт общества и отдельно взятой личности.

Противопоставление интересов человека и интересов общества.

Влияние личности на общество.

Место человека в обществе.

Отношение человека к обществу, себе подобным.

Общественные нормы и законы, мораль.

Ответственность человека перед обществом и общества перед человеком за все происходящее и будущее.

Решение человека принять или отвергнуть законы общества, в котором он живет, следовать нормам или нарушать законы.

Человек и общество в историческом, государственном плане.

Роль личности в истории.

Связь между временем и обществом.

Эволюция общества.

4.Человек и общество в тоталитарном государстве.

Стирание индивидуальности в обществе.

Равнодушие общества к своему будущему и яркая личность, способная бороться с системой. Противопоставление «толпы» и «личности» в тоталитарном режиме.

Болезни общества. Алкоголизм, наркомания, отсутствие толерантности, жестокость и преступления

ЧЕЛОВЕК — термин, употребляемый в двух основных смыслах: биологическом и социальном. В биологическом смысле человек — представитель вида Homo sapiens, семейство гоминид, отряд приматов, класс млекопитающих — высшая ступень развития органической жизни на Земле. В социальном смысле человек — существо, возникшее в коллективе, воспроизводящееся и развивающееся в коллективе. Исторически сложившиеся нормы права, морали, быта, правила мышления и языка, эстетические вкусы и т.д. формируют поведение и разум человека, делают из отдельного человека представителя определенного образа жизни, культуры и психологии.

Человек – элементарная единица различных групп и общностей, в том числе этносов, государств и т. д., где он выступает как личность. Признанные в международных организациях и в законодательстве государств «права человека» есть прежде всего права личности.

Синонимы: лицо, личность, особа, персона, индивидуум, индивидуальность, душа, единица, двуногий, человеческое существо, индивидуум, царь природы, некто, рабочая единица.

ОБЩЕСТВО — в широком смысле — большая группа людей, объединенных какой-либо единой целью с устойчивыми социальными границами. Термин общество может быть применен ко всему человечеству (человеческое общество), к историческому этапу развития всего человечества или отдельных его частей (рабовладельческое общество, феодальное общество и т. п. (см. Формация общественно-экономическая) , к жителям государства (американское общество, российское общество и т. п.) и к отдельным организациям людей (спортивное общество, географическое общество и т. п.). Научно-технический и социальный прогресс, разрешив одни противоречия, породил другие, еще более острые, поставил человеческую цивилизацию перед глобальными проблемами, от решения которых зависит само существование общества, пути его дальнейшего развития.

Синонимы: социум, люди, община, стадо; толпа; общественность, окружение, среда, публика, человечество, свет, род людской, род человеческий, братство, братия, ватага, группа.

Цитаты для итогового сочинения 2018 по направлению "Человек и общество".

Человек создан для общества. Он не способен и не имеет мужества жить один. (У. Блэкстоун)

Мы рождены затем, чтобы объединиться с нашими братьями – людьми и со всем родом человеческим (Цицерон)

Мы нуждаемся в общении более, чем в чем-либо другом. (Д. М. Кэйдж)

Человек становится человеком только среди людей. (И. Бехер)

Отдельные люди соединяются в одно целое – в общество; и поэтому самая высшая сфера прекрасного – человеческое общество. (Н. Г. Чернышевский)

Если ты хочешь оказать влияние на других людей, то ты должен быть человеком, действительно стимулирующим и двигающим вперед других людей. (К. Маркс)

Общество – это капризное существо, расположенное к тем, кто потакает его прихотям, а вовсе не к тем, кто способствует его развитию. (В. Г. Кротов)

Общество деградирует, если не получает импульсов от отдельных личностей; импульс деградирует, если не получает сочувствия от всего общества. (У. Джеймс)

Человек без людей – что тело без души. С народом никогда не погибнешь. …Самая прекрасная жизнь – это жизнь, прожитая для других людей. (Х. Келлер)

Без многого человек может обойтись, только не без человека. (К. Л. Бёрне)

Человек существует лишь в обществе, и общество формирует его только для себя. (Л. Бональд) Человек создан, чтобы жить в обществе; разлучите его с ним, изолируйте его — мысли его спутаются, характер ожесточится, сотни нелепых страстей зародятся в его душе, сумасбродные идеи пустят ростки в его мозгу, как дикий терновник среди пустыря. (Д. Дидро)

Человек любит общество, будь это даже общество одиноко горящей свечки. (Г. Лихтенберг)

Я никогда не говорила: «Я хочу быть одна». Я только сказала: «Я хочу, чтобы меня оставили в покое», а это не то же самое. (Г. Гарбо)

Материалы к сочинению

Пророк

С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.

Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.

Посыпал пеплом я главу,
Из городов бежал я нищий,
И вот в пустыне я живу,
Как птицы, даром божьей пищи;

Завет предвечного храня,
Мне тварь покорна там земная;
И звезды слушают меня,
Лучами радостно играя.

Когда же через шумный град
Я пробираюсь торопливо,
То старцы детям говорят
С улыбкою самолюбивой:

«Смотрите: вот пример для вас!
Он горд был, не ужился с нами.
Глупец, хотел уверить нас,
Что бог гласит его устами!

Смотрите ж, дети, на него:
Как он угрюм и худ и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!»

Михаил Юрьевич Лермонтов

Человеку нужен человек.
В горе нужен, в радости и просто.
Он не может коротать свой век,
Словно в океане голый остров.
Человеку нужен человек.
А душа нуждается в душе,
Чтобы рядом трепетно дышала,
Чтобы нашу совесть вопрошала
На крутом, житейском вираже.

 

Смелость и трусость

Смелость и трусость как абстрактные понятия и свойства человека (в широком смысле).

В рамках этого раздела можно поразмышлять на темы:

Смелость и трусость как свойства личности, как две стороны одной медали.

Смелость/трусость как черты личности, обусловленные рефлексами.

Истинная и ложная смелость/трусость.

Смелость как проявление чрезмерной самоуверенности.

Смелость и рискованность.

Смелость/трусость и самоуверенность.

Связь между трусостью и эгоизмом.

Разница между рациональным страхом и трусостью.

Связь между смелостью и человеколюбием, филантропией и т.д.

Смелость/трусость в умах, душах, характерах.

В рамках этого раздела можно поразмышлять над понятиями: сила воли, сила духа, умение сказать нет, смелость в отстаивании своих идеалов, смелость, необходимая для того, чтобы защищать то, во что веришь. А также можно поговорить о трусости, как неспособности отстаивать свои идеалы и принципы.

Смелость или трусость при принятии решений.

Смелость и трусость при принятии чего-то нового.

Смелость и трусость при попытках выйти из зоны комфорта.

Смелость признать правду или признать свои ошибки.

Влияние смелости и трусости на формирование личности. Противопоставление двух типов людей.

3. Смелость/трусость в жизни. Мелочность, неспособность проявить смелость в конкретной жизненной ситуации.

4. Смелость/трусость на войне и в экстремальных условиях.

Война обнажает самые главные человеческие страхи. На войне человек способен проявить неведомые ранее черты характера. Порой человек удивляет самого себя, проявляя героизм и невиданную доселе силу духа. А иногда даже хорошие люди, вопреки своим ожиданиям, проявляет малодушие. Со смелостью/трусостью в рамках данного раздела связаны понятие героизма, подвига, а также дизертирства, предательства и т.д.

Смелость и трусость в любви.

СМЕЛОСТЬ – положительная нравственно волевая черта личности, проявляющаяся как решительность, бесстрашие, храбрость при выполнении действий, связанных с риском и опасностью. Смелость позволяет человеку преодолевать волевыми усилиями страх перед чем-то неизведанным, сложным, новым и достигать успеха в достижении цели. Не зря в народе высоко чтится это качество: «Смелым Бог владеет», «Смелость города берет». Чтится оно и как умение говорить правду («Сметь свое суждение иметь»). Смелость позволяет смотреть «правде в глаза» и объективно оценивать свои возможности, не бояться темноты, одиночества, воды, высоты и др. трудностей и препятствий. Смелость обеспечивает человеку ощущение собственного достоинства, чувства ответственности, защищенности, надежности жизни.

Синонимы: отвага, решимость, мужество, героизм, предприимчивость, самонадеянность, самоуверенность, энергия; присутствие, подъём духа; дух, храбрость, желание (сказать истину), дерзость, дерзновение; бесстрашие, неустрашимость, безбоязненность, бестрепетность; бесстрашность, решительность, удальство, геройство, кураж, рискованность, отчаянность, дерзостность, новаторство, дерзание, дерзкость, дерзновенность, удаль, бедовость, доблесть, новизна, отважность, мужественность.

ТРУСОСТЬ – одно из выражений малодушия; отрицательное, моральное качество, характеризующее поведение человека, который оказывается не в состоянии совершить поступки, соответствующие моральным требованиям (или, наоборот, воздержаться от аморальных действий), из-за неспособности преодолеть страх перед природными или общественными силами. Т. может быть проявлением расчетливого себялюбия, когда в ее основе лежат опасения навлечь на себя неблагоприятные последствия, чей-либо гнев, страх потерять имеющиеся блага или общественное положение. Она может быть и подсознательной, проявлением стихийного страха перед неведомыми явлениями, непознанными и неконтролируемыми общественными и природными законами. В обоих случаях Т., не просто индивидуальное свойство психики того или иного человека, а социальное явление. Она связана либо с эгоизмом, укоренившимся в психологии людей на протяжении многовековой истории частной собственности, либо с бессилием и подавленным положением человека, порожденными состоянием отчуждения (даже страх перед природными явлениями перерастает в Т. лишь в определенных условиях общественного бытия и соответствующего воспитания человека). Коммунистическая нравственность осуждает Т., поскольку она ведет к аморальным поступкам: к бесчестности, приспособленчеству, беспринципности, лишает человека способности быть борцом за правое дело, влечет за собой попустительство злу и несправедливости. Коммунистическое воспитание личности и масс, привлечение людей к активному участию в строительстве общества будущего, осознание человеком своего места в мире, своего назначения и возможностей, подчинение ему природных и общественных законов способствуют постепенному искоренению Т. из жизнедеятельности отдельных людей и общества в целом.

Синонимы: боязливость, робость, малодушие, мнительность, нерешительность, колебание, боязнь; опасливость, испуг, застенчивость, трусливость, несмелость, пугливость, капитулянтство, трусоватость, малодушество.

Цитаты для итогового сочинения 2018 по направлению "Смелость и трусость".

Будь смел на правду Кто смел, тот и съел (и на коня сел)

Смелость — начало победы. (Плутарх)

Смелость, граничащая с безрассудством, заключает в себе более безумия, нежели стойкости. (М. Сервантес)

Когда боишься — действуй смело, и ты избегнешь худших бед. (Г. Сакс)

Чтобы быть совершенно лишенными смелости, нужно быть совершенно лишенными желаний. (Гельвеций К.)

Легче находятся такие люди, которые добровольно идут на смерть, чем такие, которые терпеливо переносят боль. (Ю. Цезарь)

Кто мужествен, тот смел. (Цицерон)

Не надо смешивать смелость с наглостью и грубостью: нет ничего более несходного и по своему источнику, и по результату. (Ж.Ж. Руссо)

Излишняя смелость такой же порок, как и излишняя робость. (Б. Джонсон)

Трусость никогда не может быть моральной. (М. Ганди)

Трус посылает угрозы только тогда, когда он уверен в безопасности. (И. Гёте)

Различие между храбрым и трусом в том, что первый, сознавая опасность, не чувствует страха, а второй чувствует страх, не сознавая опасности. (В. О. Ключевский)

Бояться любви — значит, бояться жизни, а бояться жизни, значит быть на две трети мёртвым. (Бертран Рассел) Любовь плохо уживается со страхом. (Н. Макиавелли)

Нельзя любить ни того, кого ты боишься, ни того, кто боится тебя. (Цицерон)

http://rustutors.ru/vernost-izmena.html

Примерные темы

Всегда ли трусость – удел слабых?

Любой ли смелый поступок рационален?

Трусость – одна из главных проблем человечества

Каким должно быть наказание за трусость?

Мужество и смелость – не одно и то же

Есть ли оправдание трусости?

Почему смелые поступки могут нести вред?

Всегда ли нужна смелость?

«Мысли вслух…»

Смелость - это сила духа, которая помогает человеку преодолеть страх при совершении опасного, но важного для людей дела.
Смелость свойственна героям, на которых каждый хочет быть похожим.
И истории нашего народа мною есть примеров замечательного героизма.
Все, что окружает нас, что построено, возведено, добыто на свете, все сделали человеческие руки.
Они управляются с пером и молотом.
Они держат штурвал кораблей и рулевые баранки автомашин, лопаты и микроскопы.
Они способны бережно пбложить кусочек сахару в чашку чаю и увесистый кирпич в фундамент, нового дома, извлечь жемчужину из морских глубин и занозу из пальца.
Ни для кого не является секретом тот факт, что человеку характерен страх.
Вот только современные люди стали бояться слишком многого.
В жизни существует много выдающихся людей, и многие из них вошли в историю благодаря своим смелым и отважным поступкам.

Трусость — один из древнейших пороков человеческого рода. В истории России известно немало случаев малодушного поведения сильных мира сего. Вспомним деятельность Александра и Николая. Этих императоров объединяло желание отменить крепостное право. У них уже были готовы проекты освобождение крестьян, но из-за трусости они не были реализованы, поэтому «рабство» закончилось лишь во второй половине 19 века при Александре.

 

«Цель» и «средство»

Рассмотрим понятия «цель» и «средство» с разных сторон.

Цель как основополагающая часть жизни человека.

О роли и важности наличия цели в жизни человека, о ее отсутствии, о стремлении человека к вершинам, о достижениях и о цели как двигателе прогресса, о самореализации, великих открытиях, возможных только благодаря цели, о преградах на пути к поставленной цели, о цели как беспрерывном процессе, а также о том, что и кто помогает человеку на пути к его целям.

Цели бывают разными (истинные, ложные, великие, низменные, недостижимые, корыстные).

Можно порассуждать о различиях цели и мечты, а также о том, как связаны цели человека с его личностью. К чему приводит стремление к тем или иным целям.

Цель оправдывает средство?

Здесь можно порассуждать о том, можно ли оправдать великие цели, достигнутые нечестным путем, о важности человеческой жизни, о способах достижения цели и об этической оценке методов и средств достижения цели.

Цель — это воображаемая вершина, индивидуальная для каждого человека, к которой он стремится, и пытается выполнить для этого все необходимые, зависящие от него условия, требования, обязанности. С точки зрения философии, целью является необходимое условие жизни как для человека, так и для остальных организмов.

Синонимы: намерение, окончание, задание, задача, замысел, план, проект, расчёт, мишень; мета, виды, конец, мечта, идеал, стремление, предмет (сладчайших грез), чтобы; самоцель, умысел, предел мечтаний, высшая цель, ориентир, интенция, телос, смысл, установка, назначение, целеустановка, функция, миссия, швырок, мечта-идея

Средство - прием, способ действий для достижения чего-н. или то, что служит какой-л. цели, необходимо для достижения, осуществления чего-л.

Синонимы: способ, возможность, метод; орудие, приспособление, оружие; панацея, инструмент, система, путь, актив, ресурс, состояние, метода, рецепт, снадобье,

Цитаты для итогового сочинения 2018 по направлению "Цели и средства".

Человек, который непременно хочет чего-нибудь, принуждает судьбу сдаться. (М.Ю. Лермонтов) Человек должен научиться подчиняться самому себе и повиноваться своим решениям. (Цицерон) Когда цель достигнута о пути забывают. (Ошо)

Смыслом жизни являются те цели, которые заставляют вас ценить её. (У. Джеймс)

Совершенные средства при неясных целях — характерный признак нашего времени. (А. Эйнштейн)

Высокие цели, хотя бы невыполненные, дороже нам низких целей, хотя бы и достигнутых. (И. Гёте)

Если вы хотите вести счастливую жизнь, вы должны быть привязаны к цели, а не к людям или к вещам. (А. Эйнштейн)

Ты не можешь менять направление ветра, но всегда можешь поднять паруса, чтобы достичь своей цели. (О. Уайльд)

Найди цель, ресурсы найдутся. (М. Ганди)

Если ты направляешься к цели и станешь дорогою останавливаться, чтобы швырять камнями во всякую лающую на тебя собаку, то никогда не дойдешь до цели. (Ф.М. Достоевский)

О более слабых и простых людях лучше всего судят по их характерам, о более же умных и скрытных — по их целям. (Ф. Бэкон)

Никогда не поздно уйти из толпы. Следуй за своей мечтой, двигайся к своей цели. (Б. Шоу)

Когда вам покажется, что цель недостижима, не изменяйте цель — изменяйте свой план действий. (Конфуций)

Никакая цель не высока настолько, чтобы оправдывала недостойные средства для ее достижения. (А. Эйнштейн)

Надо ставить себе задачи выше своих сил: во-первых, потому, что их всё равно никогда не знаешь, а во-вторых, потому, что силы и появляются по мере выполнения недостижимой задачи. (Б. Л. Пастернак)

Спросите-ка себя, жаждете ли вы этого всеми силами души? Доживете ли до вечера, если не получите этой вещи? И если уверены, что не доживете, — хватайте ее и бегите. (Р. Брэдбери) Чтобы дойти до цели, надо прежде всего идти. (О. де Бальзак)

У человека должна быть цель, он без цели не умеет, на то ему и разум дан. Если цели у него нет, он ее придумывает… (А. и Б. Стругацкие)

Хочешь достигнуть цели своего стремления — спрашивай вежливее о дороге, с которой сбился. (У. Шекспир)

Жизнь задыхается без цели. (Ф. М. Достоевский) Счастье заключается в радости достижения цели и острых ощущениях творческого усилия. (Ф. Рузвельт)

http://rustutors.ru/vernost-izmena.html

Примерные темы

Правда ли, что цель всегда оправдывает средства?
Какими должным быть цели нравственного человека?
Жизнь человека, у которого нет цели, бессмысленна
Какой бы важной ни была цель, ее нужно достигать достойно
Почему на пути к мечте не все средства хороши?

«Мысли вслух…»

Цель в жизни – это маяк, без которого легко потеряться на жизненном пути.
Поэтому очень важно правильно определить, в каком направлении стоит двигаться.
На мой взгляд, целью в жизни может быть то, что ты хочешь, что позволяет тебе развиваться, а также приносит пользу другим людям.
Цель обычно означает конечный результат.
Получается, что путь к цели так же важен, как и сама цель!Еще часто говорят, что цель отличается от

Цели рождаются из мечтаний.
В мечтах можно быть свободным, не думать об ограничениях и невозможности получить желаемое. И когда чувствуешь, что это оно – то, что важно для тебя в жизни, пора превращать мечту в цель – придумать, как ее добиться, и действовать! Цели бывают большими и маленькими, благородными и эгоистичными, но они ведут нас по жизни.
Говорят, человек останавливается в развитии, когда ему не к чему стремиться.
Каждая новая цель – это способ изучить что-то неизвестное, освоить новые навыки, развить свои способности и таланты.
Однако, важно, чтоб наши цели не вредили нам – не отнимали всего времени и не портили наши отношения с близкими, а также не причиняли никому вреда.

 

Равнодушие и отзывчивость

1. Равнодушие и отзывчивость по отношению к людям (близким, друзьям, чужим людям и нуждающимся в помощи, тем кому повезло меньше).

Эта группа тесно связана с понятиями «помощь», «взаимовыручка» и эгоизм. Здесь можно рассмотреть равнодушие к бедам и к чужой радости. Можно сопоставить, противопоставить или сравнить героев (эгоистов и филантропов, например). Также можно рассмотреть равнодушие в любви

2. Равнодушие и отзывчивость по отношению к миру природы.

3. Равнодушие и «отзывчивость души» к миру искусства и красоты.

4. Равнодушие и отзывчивость как две крайности человеческой личности.

Если крайность равнодушия – это беспросветный эгоизм, то крайность отзывчивости – фанатизм. Человек, склонный помогать всем, не задумываясь о себе, часто оказывается в положении, когда просящий «садится на шею». Таких примеров в литературе можно найти огромное количество (Например, «Размазня» А.П. Чехова).

Равнодушие – отрицательное духовно-нравственное качество личности, проявляющееся как безразличие, покой, холодность, безучастность, невозмутимость по отношению к каким-либо людям, действиям, событиям. Равнодушный человек спокойный, бесстрастный, у него нет страстей и желаний вносить изменения в эти отношения.

Равнодушие – очень большой порок, основа многих преступлений, проступков, других пороков, а главное – это фактор, стимулирующий рождение пороков у окружающих людей. Когда-то в церковно-славянском языке это слово имело другой смысл – смысл единодушия, т.е. одинакового состояния души людей.

Синонимы: безразличие, безучастие, безучастность, индифферентность, индифферентизм; малочувствительность, бесстрастность, наплевательское отношение, хладнодушие, пофигизм, деревянность, холодность, вседолампочество, вялость, холодок, бесчувствие, дофенизм, апофигей, апофегей, холод, хладнокровие, безразличность, прохладность, бесчувственность, бесстрастие, нечувствительность, апатия, апатичность, флегматичность

Отзывчивость - положительное духовно -нравственное качество личности, проявляющееся как склонность помогать нуждающимся, видеть нужду, бескорыстие, щедрость, великодушие, умение прощать, терпимость. Отзывчивость основывается на хорошо развитой эмпатийности, эмоциональной реактивности, чувствительности к поведению других, альтруизм, беззащитности, исполнительности и ответственности. Присутствие в окружении отзывчивых людей вселяет во многих уверенность в прочности жизни, в господстве добра. Вместе с тем, чрезмерная отзывчивость и забота о других, да еще высоко оцениваемые окружающими, может вызвать у покровителя чувство снисходительности к своим подопечным, навязчивость покровительства. У тех же, о ком пекутся, о ком заботятся, может родиться иждивенчество от чрезмерной доброты людей

*Определения взяты из словаря Безруковой В.С. «Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)», 2000 г.

Синонимы: мягкость, мягкосердечие, сердечность, сочувственность, доброта, мягкосердечность, сочувствие, добродушие, участливость, добросердечие, добросердечность, сострадательность, внимание, внимательность, участие, чувствительность, душевность, благодушие, чуткость, человечность.

Цитаты для итогового сочинения 2018 по направлению "Равнодушие и отзывчивость".

Худший грех по отношению к ближнему не ненависть, а равнодушие; вот истинно вершина бесчеловечности. (Бернард Шоу)

Сочувствие — это равнодушие в превосходной степени. (Дон-Аминадо)

Как тягостно равнодушие к самому себе! (А.В. Суворов)

Я всегда полагаю и буду так полагать и впредь, что безразличие к несправедливости есть предательство и подлость. (О. Мирабо)

Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека. (Максим Горький) Говорят, что философы и истинные мудрецы равнодушны.. Неправда, равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть. (А.П. Чехов)

Когда человек настолько уязвлен, что не в силах проявить великодушия, в эти минуты он особенно нуждается в сочувствии и поддержке. Ты любишь всех, а любить всех — значит не любить никого. Тебе все одинаково безразличны. (О. Уайльд)

Не сочувствуй самому себе. Самим себе сочувствуют только примитивные люди. (Х. Мураками) Там, где умеренность — ошибка, там равнодушие — преступление. (Г. Лихтенберг)

Равнодушие к живописи — явление всеобщее и непреходящее. (Ван Гог)

Принимать близко к сердцу радости и горести Отечества способен лишь тот, кто не может пройти равнодушно мимо радостей и горестей отдельного человека. (В. А. Сухомлинский)

Легко скрывать ненависть, трудно — любовь, а всего труднее — равнодушие. (К.Л. Бёрне) Равнодушие — тяжкая болезнь души. (А. де Токвиль) Самый непростительный грех по отношению к ближнему своему — это не ненависть, а равнодушие. Равнодушие — сущность бесчеловечности. (Дж. Б. Шоу)

Не бойся врагов — в худшем случае они могут тебя убить. Не бойся друзей — в худшем случае они могут тебя предать. Бойся равнодушных — они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство. (Б. Ясенский)

Равнодушие — есть наивысшая жестокость. (М. Уилсон)

Спокойствие — сильней эмоций. Молчание — громче крика. Равнодушие — страшней войны. (М. Лютер)

http://rustutors.ru/vernost-izmena.html

Примерные темы

Равнодушие – первый признак черствости души

Почему нужно помогать другим людям?

Что заставляет человека совершать милосердные поступки?

Отзывчивость – качество нравственного человека

Чем опасно равнодушие к чужому горю?

К чему ведет равнодушие?

Всегда ли отзывчивым человеком движут добрые намерения?

Равнодушие – путь к разрушению нравственности

Мысли вслух

Самое страшное в жизни — это осознание того, что тебе становится безразличны те люди, которыми ты когда-то интересовался. Тебе становится просто всё равно: ни ненависти, ни злости, ни боли… Простое равнодушие.

Всегда удивляло, почему равнодушие не является смертным грехом, ведь именно по причине равнодушия чаще всего гибнут люди, ломаются судьбы и рушатся надежды.
Именно по причине равнодушия всегда есть работа у службы новостей и похоронных агентств, у работников детских домов и домов престарелых.
Именно по причине равнодушия в данный момент кто-то копается на свалке в поисках пищи, в то время как у кого-то в холодильнике гниют продукты.
И вполне возможно, что завтра, именно по причине равнодушия, если вдруг у вас схватит сердце, окинув безразличным взглядом, мимо вас проскользнут люди без сердца…

https://www.inpearls.ru/

Материалы к сочинению

Не дай Вам Бог когда-нибудь влюбиться
В того, кто равнодушен будет к Вам!
От боли сердце Ваше раздвоится,
На грусть и горечь может пополам.
Но слезы Ваши просто не заметят,
Их обойдут привычно стороной.
О прошлом позабыв, уже не встретят
И не обнимут больше под луной.

И будут лишними безумные признанья,
Слова любви исчезнут в пустоте.
В ответ лишь безразличное молчанье,
Глотать Вы будете в наивной простоте.
Не дай вам Бог когда-нибудь влюбиться

Эдуард Венц

Тексты к итоговому сочинению 

Аргументы к темам