Страница обновлена 24.07.2017

МОУ Некоузская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа Ярославской области

Страница обновлена 24.07.2017
МОУ Некоузская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа Ярославской области

 

Рабочая тетрадь по рускому языку для подготовки к егэ

Система управления сайтом cms.edu.yar.ru

Подготовка к ЕГЭ, 12 класс

Часть А

 

 

 

А 1. Поставить ударение.

                   Правило:  Русское ударение разноместное и подвижное. Оно может                         перемещаться при изменении формы слова. Нет единого универсального правила постановки его. Некоторые общие правила.

  • У прилагательных ударение во множественном числе краткой формы обычно совпадает с ударением в краткой форме среднего рода.
  • Для глаголов ударение переходит в формах прошедшего времени женского рода с основы на окончание
  • У причастий формы женского рода имеют ударное окончание.

Но даже в этих правилах бывают исключения.

 

 

 

А2. Лексика и фразеология.

Тест 1

1. В каком ряду лексическое значение одного из слов сформулировано неверно?

      1) Соседский – принадлежащий соседям;

           Соседний – расположенный рядом

       2) генеральский – принадлежащий генералу,

           генеральный – очень важный, основной

       3) запасливый – резервный, оставленный на случай    особой необходимости;

              запасной – предусмотрительно делающий запас чего-либо

       4) искусный – умелый, хорошо знающий своё дело;

               искусственный – неприродный, ненатуральный, неестественный

2. Укажите лексическое значение слова негодование:

         1) сомнение, удивление;

         2) тяжёлое переживание, несчастье

         3) суровость, безжалостность;

         4) возмущение, крайнее недовольство

3. В каком предложении вместо слова информационный можно употребить слово информативный?

        1) Среди средств массовой информации есть те, которые представлены в электронном виде на информационных носителях.

        2) Назначен руководитель новой информационной программы.

        3) Опубликованная в журнале статья показалась мне информационной и поэтому очень полезной.

       4). Современные информационные технологии помогают решать многие проблемы.

4. В каком предложении слово употреблено неверно?

        1) Мама песню напевала, одевала дочку.

        2) Девочка надевала белую сорочку.

        3) В такой сильный дождь нужно одеть высокие сапоги.

        4) Одень, обуй и накорми его.

5. В каком ряду все прилагательные употреблены в переносном смысле?

          1) лисья хитрость, железная воля, каменный дом;

          2) холодный ум, медвежья берлога, глубокий анализ;

          3) золотое солнце, тёплый приём, чистая посуда;

          4) дырявая память, туманный намёк, сердечный человек

 

 

6.  Укажите ошибку в употреблении слова.

        1) коричневый платок,

         2) степенный автомобиль

        3) пахать землю

         4) карие глаза

7. Укажите слово, являющееся старославянизмом:

         1) враг

          2) ворота

          3) полушка

           4) болото

8. В какое предложение нужно вставить прилагательное красочный?

           1) Картина мастера поражала богатством …….узора.

            2) В хозяйственном магазине мы купили ………..вещество для ткани из хлопка.

           3) В …….состав входят не только химические элементы, но и растительные волокна.

           4) В светлых лучах особенно броско выглядели …….наряды женщин.

9. Какое из данных слов является синонимом фразеологизма прикусить язык?

           1) огорчиться

            2) замолчать

            3) узнать

            4) сделать выводы

10. Какой фразеологический оборот имеет значение «мера, под которую насильственно подгоняют что-то»?

            1) Тришкин кафтан

            2) прокрустово ложе

             3) домоклов меч

            4) пиррова победа

11. В каком предложении вместо слова поступок нужно употребить слово проступок?

            1) Слова его так и остаются словами и не превращаются в действия, в поступки.

             2) Этот юноша способен на благородные поступки.

            3) Самоотверженный поступок одноклассника ребята обсуждали с в осторгом.

             4) В прежние времена за большие поступки наказывали студентов солдатчиной.

12. В каком ряду не все слова являются синонимами?

              1) подарок, подношение, презент, гостинец

               2) поэт, стихотворец, пиит, лауреат

               3) нарядиться, расфуфыриться, разодеться, расфрантиться

              4) объединение, союз, ассоциация, коалиция

 

 

А 3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

 

Виды грамматических ошибок.

виды ошибок

примеры

Ошибочное словообразование

Трудолюбимый

Ошибочное образование формы существительного

не хватает время

Ошибочное образование формы прилагательного

более интереснее, красивше

Ошибочное образование формы числительного

с шестистами рублями

Ошибочное образование формы местоимения

ихнего дома

Ошибочное образование формы глагола

они ездиют

Нарушение согласования

с группой ребят, серьёзно увлекающимися музыкой

Нарушение управления

повествует читателей

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

ряд студентов возражали

Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях

все были счастливы и весёлые

Ошибки в построении предложений с однородными членами

Я хотел сказать о значении чтения и почему я его люблю.

Ошибки в построении предложений с деепричастным оборотом

Проезжая мимо станции, у меня слетела шляпа.

Ошибки в построении предложений с причастным оборотом

Дорожка покрыта проваливающимся снегом под ногами.

Ошибки в построении сложного предложения

Книга научила меня уважать друзей, которую я прочитал в детстве.

Смешение прямой и косвенной речи

Он сказал, что я не согласен с его мнением.

Нарушение границ предложения

Когда я опомнился. Была уже ночь.

Неправильное употребление производного предлога.

благодаря искусства …

 

Главным образом, нужно обращать внимание на правописание числительных, окончания родительного и именительного падежей существительных. Не нужно путать слова:

1. Оба/обе

Оба – мужской род, обе – женский род.

2. Проезд надо оплатить, за проезд платить.

3. Одеть кого –то (сестру), надеть на что-то (на голову)

4. Учёные хотели вникнуть и познать тайны природы.… Так нельзя: вникнуть во что? в тайны, познать что? тайны. Первое сказуемое «вникнуть» не согласуется с дополнением «тайны».

5. Неправильно: Одному из героев, ищущим смысл жизни, …Правильно: ищущих. Нужно поставить вопрос от существительного к причастию (Каких?). Окончание вопроса и окончание причастия должно быть одинаковым.

6.  Те, кто не набрали нужное количество голосов, не прошли на выборах. Подлежащее и сказуемое не согласованы. Исправим: Те, кто не набрал…, …

Коварные предлоги: благодаря, согласно, вопреки требуют дательного падежа,

По истечении –родительный  падеж.

Склонение числительных

И.

семьдесят

пятьсот сорок шесть

Р.

семидесяти

пятисот сорока шести

Д.

семидесяти

пятистам сорока шести

В.

семьдесят

пятьсот сорок шесть

Т

семьюдесятью

пятьюстами сорока шестью

П.

о семидесяти

о пятистах сорока шести

 

 

 

40, 90, 100

50, 60, 70, 80

200. 300, 400

500, 600, 700, 800, 900

И.

четыре

сто

восемьдесят

двести

семьсот

Р.

четырёх

ста

восьмидесяти

двухсот

семисот

Д.

четырём

ста

восьмидесяти

двумстам

семистам

В.

четыре

сто

восемьдесят

двести

семьсот

Т.

четырьмя

ста

восьмьюдесятью

восемьюдесятью

двумястами

семьюстами

П.

четырёх

о ста

восьмидесяти

о двухстах

о семистах

 

В составных числительных пишется столько слов, сколько цифр в числе, не считая нолей:

777 – семьсот семьдесят семь

770 – семьсот семьдесят

 

Буквы е-и в окончаниях имён существительных единственного числа.

падеж

 

1-е склонение

2-е склонение

3-е склонение

разносклоняемые

родительный

стояли

У реки, аллеи, линии

 

У пристани

У пламени

дательный

подошли

К реке, аллее

Но

К линии

 

К пристани

К пламени

предложный

говорили

О столбе, поле, счастье

но

о жребии, здании

 

О пристани

О пламени

 

Трудные случаи образования форм именительного и родительного падежей множественного числа.

Наиболее употребительные имена существительные с разными формами именительного падежа .

-а, -я

-ы, -и

Борт-борта

Вексель-векселя

Директор-директора

Катер-катера

Купол-купола

Окорок-окорока

Профессор-профессора

 

Бухгалтер-бухгалтеры

Возраст-возрасты

Грунт-грунты

Договор-договоры

Инженер-инженеры

Порт-порты

Торт-торты

Редактор-редакторы

Свитер-свитеры

Слесарь-слесари

Шофёр-шофёры

 

 

Родительный падеж множественного числа

 

У существительных мужского и среднего родов наиболее часто встречаются окончания –ов и нулевое.

Названия национальностей

-ов

нулевое

Казахов, киргизов, монголов, таджиков, узбеков, якутов.

Армян, болгар, бурят, грузин, румын, цыган

 

Названия лиц и профессий

Слова «гардемарин, гусар, драгун, улан и подобные имеют в род. падеже мн. числа нулевое окончание (эскадрон гусар), но при обозначении отдельных лиц –ов (пять гардемаринов).

Названия предметов и явлений: браслетов, брелоков, купонов, нервов, рельсов, но мест, окон, стёкол

Растительный мир: абрикосов, ананасов, апельсинов, бананов, помидоров, но яблок.

Единицы измерения: байтов, гектаров, граммов, килограммов, километров, но бит, аршин, ватт, рентген, вольт.

Парные предметы: боков, бронхов, джинсов, гольфов, носков, но ботинок, валенок,плеч, погон, сапог, чулок, шорт.

Родительный падеж множественного числа.

У ряда сущ-х женского и общего рода  могут быть окончания нулевые и –ей.

Нельзя сказать «Я люблю и дружу с Мишей». Слово «люблю» требует винительного падежа, а «дружу» – творительного. Правильно сказать «Я люблю Мишу и дружу с ним».

 

Упражнение 1.

Мать велела мне купить несколько (простыни). Я не нашла в магазинах ни (апельсины, ни (мандарины), зато купила по два (килограммы) (помидоры) и (яблоки). В углу стояло несколько (кочерга). В далёкий поход мы взяли две пары резиновых (сапоги), несколько пар шерстяных (чулки) и (носки). Отряд (солдаты) и группа (партизаны) встретились в назначенном месте. В нашем городе много (грузины), (туркмены), (узбеки), (цыгане).

Правописание окончаний имён сущ-х с суффиксами –ишк, -ышк, -ушк, -юшк.

Средний род

Мужской род

Женский род

 

неодушевлённые

одушевлённые

 

Окончание -о

Окончание -а

Горюшко

Солнышко

Ружьишко

Домишко

Хлебушко

Караваюшко

Сынишка

Гостюшка

Деревушка

 Долюшка

Мелочишка

Собирательные числительные двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро не употребляются с существительными, называющими лиц женского пола или животных: три сестры, восемь овец, два медведя.

Числительные полтора, полтораста в именительном и винительном падежах имеют форму полтора, полтораста, а в остальных падежах полутора, полутораста.

Правописание окончаний –ом/ -ым в именах собственных в форме творительного падежа единственного числа.  Алгоритм.

1) Является ли данное имя собственным названием населённого пункта?

Да                                                                             Нет 

 

  1. Это русская фамилия?

Нет                                                                            Да 

Под Пушкином                                         созданная Пушкиным поэма

Под Бородином                                         написанная Бородиным музыка

Сыгранная Чаплином роль

Упражнение 2.

Запишите слова, графически обозначая условия выбора гласных в окончаниях.

Болотище, бревнище, глазище, зубище, силища, ямища.

Упражнение3

Образуйте сущ-е с суффиксом –ищ-.

Дыра, нога, сапог, нож, ураган. Полотно, кусок, борода, забор, топор.

Упражнение 4

Подберите к каждому из слов пару с одним из суффиксов: -ишк-, -ышк-, -ушк-, -юшк-.

Брат, город, забор, крыло, река, шалун, гектар, деревня, корова, письмо, сын, дом, гнездо, комар, мать, трава, усадьба, ива, изба, поле, доля, горе.

Упражнение 5

Вставьте пропущенные буквы..

Сражение под Бородин…м, написанное Лермонтов…м, предложен Кельвин…м, осуществлялось Годунов…м, обобщены Дарвин…м, под городом Серпухов…м, совершённый Гагарин…м.

Упражнение 6.

Отметьте примеры с ошибкой в образовании формы слова.

  1. Вкусные торты                               2. Палец с мозолем

3.Пятьюстами деревьями                         4. Клади портфель

5. Жалел о пятьсот рублях                        6. Рисунок более красивее

7. Пара чулок                                             8. Более восемьдесят пяти килограмм

       9. Старые тренера                                    10. Приедь быстрее

       11. Ляжьте на пол                                     12. Двумястами рублями

       13. Наиболее интересно                           14. Молодые шофера

       15. Килограмм апельсин                         16. Более лучше   

        17. Обеих книг                                         18. Положьте в сумки

        19. Подписанные договора                      20. Пять купон

        21. С пятьюдесятью рублями                  21. Делав что нужно

       22. Менее пятиста лет                               23. Приехал с Таганрога

        24. По окончанию школы                       25. более кислее

       26. Великие учители                                 27. Ляг поспи

        28. Вернулся со школы                           29. Опытные шофёры

Упражнение 7.

Укажите предложение без грамматической ошибки.

1) Дети говорят, что новый учитель более понятнее объясняет.

2) Я внимательно читаю газету «Комсомольскую правду».

3) Наша соседка добрая, внимательная, приветлива с окружающими.

4) Попробуйте сами сформулировать тему сочинения.

 

Найдите ошибку в управлении:

1) рецензия на спектакль

2) отдых в Альпах

3) оперировать с фактами

4) отзыв о книге

Самостоятельная работа 1

Найдите и исправьте пример с ошибкой в образовании формы слова.

Лягте на траву, все доктора, четверо школьниц, наиболее интересный поход, скучаю по вам, займись делом, самая длинная дорога, тормоза автомобиля, килограмм апельсинов, пять граммов, пара сапог, в тысяча восемьсот тридцатом годе, не хватило полтораста рублей, исписал полторы тетради, необходимо около полутора килограммов, обойдёмся полутораста кирпичами, инженеры завода, самый красивейший пейзаж, обжарьте со всех сторон, четверо саней, трое подруг, редчайший вид, пятеро футболистов, пятеро футболистов, наилучший вариант, о пятиста сорока шести книгах, шестисот тридцати зрителей не было, более быстрый самолёт, приляг на диван, идёмте гулять, полтора метра ткани, о пятистах трёх единицах, праздничные торта, ложите деньги на счёт, лажу по крышам, профессора объявили, торты были съедены, не грустите по нас, по обоим сторонам дороги, наиболее строгий, грамотные инспектора, поезжайте медленнее, едь быстрей, купили яблок, урожай помидоров, двумястами больницами, цепляясь за отвесные скалы, в продаже нет носок, поворачивай резче.

Самостоятельная работа 2

1. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

       1. Одним из первых учёных, открывших законы окружающего мира, был Ньютон.

        2. В окна, наполовину занесённые снегом, глядела синева рассвета.

        3. Он совершил проступок, впоследствии из-за которого пришлось много страдать.

        4. Окончив училище, многие из нас остались работать в родном городе.

 

2. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

              1. Литературоведение изучает и опирается на законы развития литературы.

              2. Закрыв книгу, постарайтесь представить её героев.

              3. Автор повести – молодой украинский писатель.

              4. Река совсем обмелела и стала несудоходной.

 

3 . Укажите предложение с грамматической ошибкой.

              1. Переводя незнакомый текст, следует пользоваться словарём.

              2. В своих пьесах драматург ставит ряд вопросов, волнующих зрителей.

              3. Песня посвящается памяти героев-воинов.

              4. Все, кто работает на местной фабрике, живут в  соседнем посёлке.

4. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

               1. Гринёв был честным, правдивым, но иногда доверчивый.

               2.Вокруг нас зелёные деревья, на них поют свои весенние песни птицы.

               3. Мой отец хорошо знает повадки диких зверей и голоса птиц.

               4. В мэрии состоялось обсуждение плана реконструкции центра Москвы.

5. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

                1. Разведчик поджёг не только вражеский штаб, но и спас раненого командира.

                 2. Чистый и нежный звук колокола доносился до нас.

                3. Утомлённые путники увидели дуб, обожжённый ударом молнии.

6. Отредактируйте предложения в соответствии с нормами употребления грамматических форм.

               1. В «Лесу» Островского ещё надо разобраться.

                2.  Далеко не все разработки коллективов института отвечают задачам сегодняшних и завтрашних дней.

               3. Пропуска уроков строго фиксируются в классном журнале.

               4. Они, эти молодые, юные парни, всё выдержали и не сдались.

                5.  Если я не согласен с учителями, то я имею высказать свою точку зрения.

               6. Записывая математическое выражение, требуется внимание.

               7. Гуляя по берегу, над нами пролетали чайки.

               8. Возвращаясь из школы, начался дождь.

               9. Когда ночь была спокойная, но люди не спали ни минуты.

               10. Мы пошли в ту сторону, где доносились звуки.

 

А 4.

А 5.

 

 

 

 

А 6 – А 11 – работа с текстом.

Тестовые задания 2

I.

А. Первые полезные ископаемые на Земле образовались очень давно, вместе с самой каменной оболочкой.

Б. Ископаемыми они называются потому, что извлекаются из недр Земли, а полезными – потому, что служат человеку.

В. А такие породы, как песок, глина и торф, продолжают накапливаться и по сей день.

Г. Железная руда и нефть, мрамор и природный газ, гранит и известняк имеют разные состав и свойства, но их объединяет одно – все они являются полезными ископаемыми.

 I.   Укажите предложения, не являющиеся простыми.

1) А, Б                                                                   3) В, Г

2) А, В                                                                    4) Б, Г

II. Укажите сложное предложение, в котором есть бессоюзная связь между предложениями.

1) А                                                                       3) В

2) Б                                                                         4) Г

 

Упражнение  8.   Укажите, чем выражено сказуемое:

а) существительным

б) прилагательным

в) глаголом

г)наречием

д) глаголом + существительным

е) глаголом + прилагательным

ж) глаголом + наречием

з) существительным + прилагательным

и) фразеологизмом

  1. Вся земля была в тумане.
  2. Погода была не из приятных.
  3. Женя ниже Романа.
  4. Он был волшебником, как никто.
  5. Грамматика и математика суть наук.
  6. Наталья невестой стала бывать в доме Романовых.
  7. Она вышла за моего друга замуж.
  8. Утро вечера мудренее.
  9. Обитатели Горюхина большею частью роста среднего.
  10. Мой друг жил отшельником.

 

Упражнение 9.  Определите вид сказуемого:

а) простое глагольное

б) составное глагольное

в) составное именное

1, Вся комната лучами солнца озарена.

2. День был не из лучших.

3. Весёлую песнь запел соловушка.

4. Анастасия стала студентом университета.

5. Деревья начинают желтеть.

6. Он хотел дышать чистым воздухом.

7. Я долго буду ждать твоего возвращения.

8. Необработанные семена плохо всходят.

9. В зной рада бродить по тенистым аллеям парка.

10. Она была великолепной мастерицей на все руки.

 

 

 

А 12. н и нн в суффиксах прилагательных, причастий, наречий.

  Правила:

н

нн

 В отыменных прилагательных, образованных от существительных, в основе которых нет н. В непроизводных прилагательных.

Юбилей – юбилейный

Синий, юный, зелёный

В прилагательных, образованных от существительных с основой на н:

сон-сонный

 

В прилагательных с суффиксами –ан-, _ян-, -ин-:

песок-песчаный

пчела – пчелиный

       но: стеклянный, оловянный, деревянный

В прилагательных с суффиксами –енн-, -онн-.

искусство-искуственный

лекция – лекционный

В прилагательных, образованных от глаголов несовершенного вида, без приставок (кроме не) и зависимых слов

красить – крашеный, некрашеный

путать – путаный

звать – званый

Не меняется их написание в составе сложных слов.

Но: желанный, деланный, невиданный, неслыханный, нечаянный, священный, нежданный, негаданный, жеманный, медленный, долгожданный, недрёманный, окаянный, …

 

В причастиях, образованных от глаголов совершенного вида, с приставками (кроме не) и/или с зависимыми словами:

выкрашенный, (но некрашеный), крашенные (чем?) масляной краской доски

но: названый брат, посажёный отец, смышлёный ребёнок, приданое невесты

В некоторых бесприставочных причастиях, образованных от глаголов совершенного вида: данный, брошенный, купленный, решённый, лишённый…

В кратких причастиях

засеянный – засеяно

В полных причастиях, прилагательных на –ованный, -ёванный:

балованный, циклеванный

но: кованый, жёваный

В кратких прилагательных, если в полных было н

юная девушка – девушка юна

В кратких прилагательных, если в полных прилагательных нн:

длинная дорога – дорога длинна

В существительных и наречиях, образованных от причастий и отглагольных прилагательных, пишется столько н, сколько в том слове, от которого ого образовано:

Путать-путаный след- путаник-путано отвечал;

Запутать – запутанный, запутанность, запутанно объяснил.

Запомните:

Ветреный  (= с ветром) день, человек; но обветренный, безветренный

Ветряной(=приводимый в движение ветром) двигатель

Масляный(= на масле) насос, лампа..

Масленый (= пропитанный маслом) блин, каша, руки

! В первую очередь нужно определить, к какой части речи относится данное слово, а затем уже применять правило. Если полное прилагательное, выдели суффикс: –ан-, -ян-, -ин- - одна н, -онн-, -енн- – нн. Если причастие, ищи зависимое от причастия слово. Если такое слово есть, пиши нн, если нет – н. У кратких прилагательных и наречий н столько, сколько в полной форме. У кратких прилагательных – одна н.

 

Тест 3

1. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется н?

    а) плотина величестве..а, девочка умна и образова..а, слушал сосредоточе..о,  уставле..а вазами

     б) безветре..ая погода, накрахмале..ый воротничок, свежевыкраше..ый пол, пута..ая верёвка

    в) груж..ые песком машины, заплетё..ая коса, здание разруше..о, обоснова..ый ответ

     г) печё..ый картофель, задача не реше..а, соловьи..ая песня, ветре..ый человек

2. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется нн?

     а) чита..ое не раз письмо, пресова..ая бумага, заселе..ы людьми, говорил взволнова..о

     б) лишё..ый таланта, окова..ый сундук, одарё..ый юноша, вскрикнул испуга..о

     в) не замече..ая неприятелем эскадра, некоше..ая трава, овея..ые ветром деревья, нечище..ая обувь

     г) тиснё..ый золотом билет, жаре..ый гусь, забрызга..ый пол, услыша..ый крик

3. В каком ряду во всех словах не пишется слитно?

    а) (не)успевшая высохнуть; ничего (не)соображая; поступил (не)по-товарищески; (не)ряшливо одетый

    б) (не)нарушая режима; (не)пересечены линией; (не)законченная работа; (не)замёрзшая река

    в) говорить (не)громко, а тихо; дорога (не)освещена; книга (не)большая, а интересная; (не)посмотрев до конца

    г)(не)отправленное письмо; (не)закрытая входная дверь; абсолютно (не)понятная мысль; времени (не)достаёт.
 

 

А13. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая  гласная корня?

Будьте внимательны к условиям задания, прочитайте его до конца.

                                                                                                            Безударные корни.

Багр- (красная краска) багрец, обагрить, багровый, багряный

Бая- (говорить) обаяние, убаюкать

Ближ- близ) приближаться, приближённый…

Да- дать, продавать, преподаватель, передавать…

Див- диво, удивление, удивиться..

Раз-   поразить, сразить, отражение, заразительный…

Тряс- тряска, трясина, землетрясение, потрясённый..

Тяж- тяжба, состязание, тяжёлый..

Чар- чары, очарование, разочарованны, чарующий

Чёт- учёт, не чета, расчёт..

Чин- чиновник, подчинение, сочинить.

Правило

Уровень №1

1. Запомните правило. Общая часть родственных слов, в которых заключено их основное значение, называется корнем, например: мир-мирный-мирить-примирить-перемирие

2. Практикум. Обозначьте корни.

  1. бегать, побег, подбегать
  2. звонок, перезвон, зазвонить
  3. отвар, варить, сварить
  4. просмотр, смотреть, засмотреться

3.  Запомните правило. Слова с общим корнем называются однокоренными.

4.  Практикум. Назовите однокоренные слова.

                                       а)Удивился старик, испугался:

                                         Он рыбачил тридцать лет и три года

                                         И не слыхивал, чтоб рыба говорила.

                                        Отпустил он рыбку золотую

                                        И сказал ей ласковое слово.

б) Затрубили трубачи во все сигнальные трубы. Забили барабанщики во все громкие барабаны. Развернули знаменосцы все боевые знамёна.

5.Практикум. Составьте словосочетания с корнями:

                                -рыб-

                                – дом-

                                -лес-

                               -сад-

6. Запомните правило. Произнесение одного из слогов слова с большей силой и длительностью называется ударением.

7. Практикум. Перепишите, расставляя ударения и выделив корни.

  1. Жалеть, шалить, пастух, опасаться, прелесть, запад, объединение.
  2. соединение, разъединение, уплатить, уплотнить, плотина, расщепить, ощипать
  3. Отдаление, долина, иссякать, неиссякаемый, исчезать, пятнистый, пятачок
  4. Сгребать, возражать, отражать, обнажать, приказать, пропасть, зачастили, вычистили

8. Практикум. Подберите проверочное слово так, чтобы на безударную гласную корня падало ударение. Обозначьте в проверочном и проверяемом словах корень и ударение, подчеркните двумя чертами контрольную букву в проверочном слове и одной чертой – орфограмму в проверяемом слове.

Лес – леса

Ст..лбы, д..ма, д..жди, нак..сить, п..стух, загл..деться, зап..х, бр..дить, пос..дить.

9. Практикум. Выделите корень, поставьте ударение. Подчеркните проверочные слова.

  1. Варенье, варить, варка, варёный
  2. Столяр, столовая, столик, стол
  3. Очаровываться, очарование, чары, очаровательный
  4. Тяжёлый, тяжесть, тяжело
  5. Плодовитый, плодовый, плод

10.Практикум. Укажите в скобках проверочное слово.

  1. Прож..вать в городе – прож..вать пищу; св..ла гнёздышко – св..ла по ступенькам; сл..зать с крыши – сл..зать сметану;  отв..рить дверь – отв..рить картофель;  прим..рять врагов – прим..рять костюм; 
  2. Расп..вать,  п..ля, б..жали.

11. Практикум. Выпишите пары одинаково произносимых слов. Чтобы стали ясны их значения, подберите подходящие по смыслу слова. В скобках укажите проверочное слово.

Запевать песню (петь) – запивать (пить) лекарство

  1. сидеть – седеть
  2. поласкать – полоскать
  3. спеши – спиши
  4. волы – валы

12.Практикум. Запишите, вставляя пропущенные буквы, обозначьте корень, ударение. В скобках напишите проверочные слова.

1.Ж..леть, ш..лить, оп..саться, п..стух, объ..динение, пр..лесть

2. Со..динение, разъ..динение, упл..тить, пл..тина, ощ..пать

3. Отд..ление, д..лина, исс..кать, п..тнистый, п..тачок

13. Практикум. Запишите, вставляя пропущенные буквы, обозначьте корень, ударение. В скобках напишите проверочные слова.

      Промышленность разв..вается – флаги разв..ваются, посв..тить фонариком – посв..тить себя литературе, соблюдать ч..стоту, нав..вать скуку – нав..вать проволоку, разр..дить атмосферу – разр..дить посевы, ув..дать друга – ув..дать от жары, запл..тить долг, пос..деть от горя – пос..деть на морозе, ст..рожил огород, деревенский ст..рожил.

14. Практикум. Запишите слова, пропуская безударные гласные буквы в корне, выделите корни, поставьте ударение.

Никита распахнул дверь на крыльцо. Весь острый, чистый воздух был полон мягким и сильным шумом падающей воды. Ломая лёд, река выходила из берегов, крутила льдины, выдранные с корнем кусты, шла высоко через плотину, падала в омуты.

15. Самостоятельная работа. Запишите, вставляя пропущенные буквы, обозначьте корень, ударение. В скобках напишите проверочные слова.

Зал..зать рану, зал..зать в огород, разв..вающийся флаг, разв..вающийся ребёнок, скр..пить листы булавкой, скр..петь дверью, нак..лите дров, нак..лите железо, б..чевать пороки, деревенский ст..рожил, запл..тить по счёту, т..жёлые тучи, взгл..нул в окно, пол..лся с неба.

 

А 14. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

 

Даны слова на три правила:

  1. Правописание о-а в приставках (не изменяются на письме: над-, от-, под-, об-, пред-, в-, с-, по-, про-, до-, о-, об-, на-, пере- и др.)
  2. Приставки на з/с (з пишется перед звонкими согласными, с – перед глухими)
  3. Приставки пре-/при- (при- имеет значение присоединения, приближения, неполного действия; пре- = пре-, слову «очень».) Следует иметь ввиду, что в современном русском литературном языке есть ряд слов, в которых значение приставок затемнено: преследовать, причудливый, прискорбие…, или приставка срослась с корнем: препятствие, приятель, привет, прилежный…, или приставка вообще отсутствует (иноязычные слова).  
  4. Правописание ы после приставок на согласный (после приставок на согласную в корне и переходит в ы(кроме приставок меж- и сверх- После иноязычных приставок на согласную (дез-, контр-, пан-, пост-,суб-, супер-, транс-), после числительных двух-, трёх-, четырёх-, входящих в состав сложных слов и сохраняется.

Упражнение 10

Вставить пропущенные буквы:  пр…чудливый узор, пр..вратный смысл, пр..усадебные постройки, без пр..крас, пр..красный человек, пр..вычка, пр..скорбный факт, пр..восходящие обстоятельства, пр..ходящая медсестра, пр..небречь советом, пр..езжий, оскорбить пр..людно, новый пр..парат, пр..лежание, пр..мьера, пр..кословить начальству, пр..тензии, пр..дать интересы дела, пр..успевать в делах, пр..морский курорт, пр..чудливый узор, пр..зидент, знак пр..пинания. пр..ватизация, пр..клонить ветви к земле, пр..стижная прфессия, достойный пр..емник. включить пр..ёмник.

  

Упражнение 11

Вставить пропущенные буквы:  бе(с, сс)..ердечный, бе..выходный, без..сходный, под..тожить, под..скать жильё, пред..юльский, сверх..зысканный, пред..явить, б..ёт, пред..юбилейный, меж..ярусный, солов..иный, лис..й, сверх..зысканный. ш..рохи, ш..рстка, матч..м, руч..нкой, расч..сывать. прож..рливый.

 

 


А 15-16. В каком ряду в обеих случаях на месте пропуска пишется буква еи или а/о?

               1. В окончаниях глаголов е пишется  в I спряжении , и – во II спряжении (глаголы на –ить, 11 глаголов-исключений: гнать, держать, дышать, слышать, смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, вертеть, зависеть, терпеть).

              2. Если в 1-м лице ед. числа глагол оканчивается на –ую, -юю, то в начальной форме и в прошедшем времени пишется –ова, -ева.

Если в 1-м лице ед. числа глагол оканчивается на –ываю, -иваю, то в начальной форме и в прошедшем времени пишется –ыва, -ива.

              3. Если причастие образовано от глагола I спряжения, то суффиксы причастий –ущ,-ющ, -ем.

Если причастие образовано от глагола II спряжения, то суффиксы причастий – -ащ, -ящ, -им.

            4. В суффиксах глаголов прошедшего времени сохраняется та же гласная, что и в начальной форме: затеять – затеял, залаять – залаял.

            5. Если страдательное причастие прошедшего времени образовано от глагола на –ать, -ять, то пишутся с суффиксом –анн-, -янн-, если от глагола на –еть, -ить, -ти, -чь.

 

Алгоритм рассуждения.

  1. Ставим глагол или причастие настоящего или будущего времени в начальную форму.
  2. Определяем спряжение.
  3. Подставим сигнальную букву в окончание глагола или в суффикс причастий.

Пример.

  1. Они вытерп..т: а) вытерпеть; б) II спряжение (искл.) – я в) вытерпят
  2. Кол..щее оружие: а) колоть;, б) не на –ить и не глагол-исключение, значит I спряжение – ю; в) колющее.

Алгоритм рассуждения при определении гласной в суффиксах глагольных форм. Проверкой может служить начальная форма глагола: последняя гласная основы сохраняется в прошедшем времени. Если основа глагола, от которого образовано страдательное причастие, заканчивается на –а(я), то эта гласная сохраняется в причастии, если основа заканчивается на –и, то  эта гласная переходит в –е.

Если глагол на –ить, то в причастии суффикс –енн, если на –ать, то суффикс  – -нн-.

Разберём случай, в котором часто делают ошибки.  

Выкач..нный мёд – выкач…нный из подвала бочонок. Звучат причастия одинаково

 Это омофоны. Но смысл они имеют разный, т.к. образованы от разных глаголов: выкачать и выкатить. Выкачать, основа на –ать, в суффиксе –нн-. – выкачанный

                                    Выкатить, на –ить, суффикс –енн-.-выкаченный

 

Упражнение 12   Вставьте пропущенные буквы.

 

Дремл…щий ребёнок, знач…щийся в списке, мысл…щий человек, плач…щий малыш, се…щий в поле, завис…щий от обстоятельств, ве…щий ветерок, колыш…щийся кустарник, порт…щийся от жары, хорошо слыш…щий, много знач..щий, жал…щие пчёлы, стел…щиеся растения.

Увенч…нный славой, отвинч..нный болт, выкач…нные цистерны, увеш…нная игрушками ёлка, высоко подвеш…нная полка, развеш…нные по килограмму яблоки, развеш…нные по стенам ковры, вывал…нный из мешка, вывал…нный в муке, замеш…нное на дрожжах тесто, замеш…нный в преступлении, удосто…нный высокой награды. Насто…нное на травах, выдел…ная кожа, выдел…нная доля.

 

Упражнение 13.  Вставить пропущенные буквы и объяснить их правописание.

Лёд неокрепший на речке студёной словно как та..щий сахар лежит. 2. Около стро..щейся купальни барахтается в воде плотник Герасим. 3. Ему стало казаться, что мельница, маш..щая крыльями, стала приближаться. 4. Отта..вшая земля влажно дымится. 5. Пионеры, выстро..вшиеся на линейку, застыли по команде «смирно». 6. Бывало, для забавы я писал, тревож..мый младенческой мечтой. 7. Там встречает взгляд дубраву или по кустам рассе..нные сосны. 8. Я рвал отча..нной рукой терновник, спут..нный плющом. 9. Из-за туманов встают горы, увенч..ые льдом. 10. Выкач..нная из сарая бочка лежала посередине двора. 11. Выкач…ая из бочки вода залила всю дорожку.

 

 

Самостоятельная работа 4

  1. В каком ряду все слова пишутся с буквой е?

  а) он колыш..т, ре..т, реша..т, осво..т

  б) он посе..т, чу..т, стел..т, слуша..т

        в) он кат..тся, утеша..т, кле..т, та..т

        г) он упуст..т, пове..т, затее..т, кол..т

2.  В каком ряду все слова пишутся с буквой и?

а) б) он распил..т, слыш..т, скач..т, гре..т

б) он дыш..т, увид..т, гон..тся, завис..т

в) он тон..т, вылет..т, объяв..т, провер..т

г) он услыш..т, вздрогн..т, слуша..т, поздрав..т

3. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется а?

      а) прочит..нный, леч..щий, услыш..л, замеч…нный

      б) лепеч..щий, обиж..нный, придум…нный, выслуш..в

       в) слыш..щий, дыш..щий, увенч..нный, вскоп..на

       г) потуш…нный, оседл..нный, тесто замеш..но, прослуш..в

3. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется я?

       а) расстрел…нный, дремл..щий, леле..л, хвал…щийся

       б) почу..в, пил..щий, раска..лся, раскле..в

       в) прола..в, прома..вшись, стел..щийся, раскле..нный,

       г) вид..щий, чу..л, просе..нный, затее..в

 

 

 

 

 

А 17.  Правописание не со словами.

Слитное написание не с различными частями речи.

правило

примеры

Не пишется слитно со всеми словами, которые не употребляются без не, независимо от части речи.

невежа

невзрачный

негодовать

ненавидящий

невдомёк

Не пишется слитно, если существительное, прилагательное или наречие на –о приобретают противоположное значение, это слово можно заменить синонимом без не.

недруг (враг)

небольшой (маленький)

несерьёзно (легкомысленно)

Не пишется слитно в глагольной приставке недо- (не путать с приставкой до-)

недосмотреть (за малышом), но

не досмотреть фильм

Не пишется слитно с неопределёнными местоимениями, а также с отрицательными местоимениями (без предлога) и с отрицательными наречиями.

нечто странное

некого спросить

незачем

Не пишется слитно с полными причастиями без зависимых слов.

нескошенная трава

непрочитанная книга

Не пишется слитно с именами прилагательными, причастиями и наречиями при наличии пояснительных слов: абсолютно, весьма, очень, крайне, совсем, совершенно, чрезвычайно…

абсолютно неподходящий

очень нелёгкий

весьма непросто

Не пишется слитно с прилагательными на –мый, если зависимые слова при них имеют форму любого косвенного падежа, кроме творительного.

невидимые миру слёзы

 

Раздельное написание не с различными частями речи.

правило

Примеры

Не пишется раздельно с глаголами, краткими причастиями, деепричастиями.

не знал

не выучен

не изучив

Не пишется раздельно, если существительное, прилагательное или наречие на –о имеют противопоставление (или оно подразумевается).

не умный, а глупый вопрос

не трудолюбивый (= ленивый) человек

Не пишется раздельно с числительными, местоимениями, предлогами (кроме несмотря на, невзирая на), союзами, частицами и некоторыми наречиями.

не один,   не то,   едва ли не,  

не под силу,   не сегодня

Не пишется раздельно с краткими прилагательными, если в полной форме они не употребляются или приобретают иное значение.

не рад

не должен

не готов

Не пишется раздельно с полными причастиями, имеющими зависимые слова.

ещё не скошенная трава

не прочитанная мной книга

Не пишется раздельно с именами прилагательными, причастиями и наречиями при наличии слов: далеко, отнюдь, вовсе, а также если отрицание усиливается отрицательными местоимениями и наречиями.

далеко не справедливое решение

нисколько не интересно

Не пишется раздельно, с прилагательными на –мый, если зависимые слова при них имеют форму творительного падежа..

не любимый сестрой сериал

Правописание частиц не и ни

частица не пишется

 

пример

при отрицании

Он не подготовил доклад.

при двойном отрицании

Нельзя не отметить.

Не мог не выучить.

в простых вопросительных предложениях

Не так ли?

Ты разве не едешь?

в восклицательных предложениях (как правило, со словами только, уж)

Где мы только не побывали!

в сочетаниях слов типа: пока не, едва ли не, чуть ли не, далеко не, отнюдь не, вовсе не, нисколько не, ничуть не, нимало не.

Это был далеко не лёгкий путь.

 

частица ни пишется

 

 

примеры

для усиления отрицания,  если в предложении есть (подразумеваются) слова нет, нельзя, не в сочетании с глаголом

На небе не было ни облачка.

На небе нет ни облачка.

 

для усиления утверждения (частица ни употребляется перед сказуемым в придаточном предложении)

Сколько он ни играл, а выиграть ему так и не удалось.

                                         В сочетаниях слов типа ни рыба ни мясо,

 ни за что ни про что, во что бы то ни стало,

как ни в чём не бывало, откуда ни возьмись.

примечание

написание может различаться в зависимости от смысла:

ни один (никто) – не один (много)

ни разу (никогда) – не раз (много)

 

 

Примеры

   I. В каком предложении не пишется отдельно?

  1. Художник (не)навидит фальшь. (Не пишется слитно, т.к. слово без не не употребляется)
  2. Работа (не)закончена. (пишем отдельно с кратким причастием)
  3. Приятели были (не)разлучны. (слитно с кратким прилагательным)
  4. Наше внимание привлекли (не)известные архитектурные памятники, а просто дома и скверы. (отдельно, т.к. есть противопоставление)
  5. Вы (не)плохо справились с заданием. (слитно, т.к. можно подобрать синоним без не)
  6. Она была (не)красивая, но милая. (слитно, т.к. нет противопоставления).
  7. Они приняли отнюдь (не)обычное решение. (отдельно, т.к. есть сочетание отнюдь не)
  8. На ещё (не)кошенном лугу паслось стадо. (отдельно, т.к. у причастия есть зависимое слово).
  9. Но они уехали, (не)смотря на дождь. (предлог несмотря на пишется слитно)
  10. Не правда ли…(отрицание подчёркнуто логически)
  11. Никому (не) интересна эта книга. (отдельно, т.к. у прилагательного есть зависимое слово с ни)
  12. не трое……(с числительными всегда раздельно)
  13. не с кем (есть предлог с)

 

Запишите предложение, объясните, в каком случае пишется НИ.

  1. Кузнец Вакула вошёл, н(1) говоря н(2) слова, н(3) снимая шапки, и почти повалился на лавку. Заметно было, что он весьма н(4) в духе.

а) 1, 3          б) 2           в) 2, 4             г) 1, 2, 3

 Определим: 1. С какими частями речи употребляются не и ни.

  1. Под цифрами 1 и 3 – деепричастие. Оно употребляется только с частицей не.
  2. Так как в первом предложении уже есть отрицание, то для усиления отрицания перед существительным употребляется ни (2).
  3. Во 2-м предложении для выражения отрицания при сказуемом, выраженном именем существительным, употребляется не.

 

Слитно или раздельно?

Упражнение 14

(Не)лепый поступок, (не)высоко взлететь, (не)высоко взлететь, а низко, (не) по-товарищески поступил, (не)доброе, но весёлое лицо, вовсе (не)доброжелательное отношение, перейти (не)глубокую, но широкую реку, река (не)широка, сказал явную (не)правду, я (не)охотник, (не)льзя (не)помочь, (не)проверенные до конца работы, (не)думая о последствиях, почерк (не)разборчив, версия (не)проверена, совсем (не)проверенная версия.

Тест 4.

1). Определите, в каком предложении не является частицей и пишется раздельно?

  1. Это был (не)близкий путь.
  2. На полках (не)доставало двух книг.
  3. Трава (не)кошена.
  4. Мне (не)куда больше спешить.

 

2). В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква и?

  1. он дыш…т, увид…т, гон…тся, завис…т.
  2. он распил…т, слыш…т, скач…т, гре…т
  3. он тон…т, выль…т, объяв…т, провер…т.
  4. он услыш…т, вздрогн…т, слуша…т, поздрав…т.

 

3) В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква а?

  1. прочит…нный, леч…щий, услыш….л, замеч…нный
  2. лепеч….щий, обиж…нный, придум…нный, выслуш…в
  3. слыш…щий, дыш…щий, увенч…нный, вскоп…на
  4. потуш…нный, оседл…нный, тесто замеш…но, прослуш…в.

 

 

4) В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква н?

  1. плотина величестве…а, девочка умна и образова…а, слушал сосредоточе…о, уставле…а вазами
  2. безветре….ая погода, накрахмале…ый воротничок, свежевыкраше…ый пол,пута…ая верёвка
  3. гружё…ые песком машины, заплетё…ая коса, здание разруше…о, обоснова…ый ответ
  4. печё…ый картофель, задача не реше…а. соловьи…ая песня, ветре…ый человек.

 

5) В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется нн?

  1. Чита…ое не раз письмо, пресова…ая бумага, заселе…ы людьми, говорил взволнова…о
  2. лишё…ый таланта, окова…ый сундук, одарё…ый юноша, вскрикнул испуга…о
  3. не замече….ая неприятелем эскадра, некоше…ая трава, овея…ые ветром деревья, нечище…ая обувь
  4. тиснё…ый золотом билет, жаре…ый гусь, забрызга…ый пол, услыша…ый крик

 

6) В каком ряду во всех словах не пишется слитно?

  1. (не)успевшая высохнуть, ничего (не)соображая, поступил (не) по-товарищески, (не)ряшливо одетый
  2. (не)нарушая режима, (не)пересечены линией, (не)законченная работа, (не)замёрзшая река
  3. говорить (не)громко, а тихо; дорога (не)освещена, книга (не)большая, а интересная; (не)посмотрев до конца
  4. (не)отправленное письмо, (не)закрытая  входная дверь, абсолютно (не)понятная мысль, времени (не)достаёт

 

7). В каком ряду во всех словах не пишется раздельно?

  1. (не)достаёт мужества, (не)приходите поздно, (не)пользуясь успехом, смотрел (не)доумевая
  2. (не)дождавшись звонка, давно (не)бывал, систематически (не)досыпает, (не)доиграв партию
  3. объяснение (не)состоялось, (не)видеть близких, (не)было дома, (не)вскрывая истинных причин.
  4. (не)давая опомниться, (не)найдя выхода, (не)осталось и следа, (не)навидя трусость

 

8). Укажите, на месте каких цифр пишется и.

            Он теперь н(1) может без щегольства: носит всегда свитку чёрного домашнего сукна, и н(2)кто н(3)когда н(4)видел его в другом костюме.

  1.     1, 2, 4
  2.      2
  3.      3, 4
  4.      2, 3

 

9). Укажите, на месте каких цифр пишется буква е.

               Кто ничем н(1) рискует, тот н(2)чего не получает. Чего только н(3) придумаешь при ходьбе, кого н(4) встретишь!

  1.     1, 2
  2.     1, 2, 3
  3.     1, 2, 3, 4
  4.      1,3,4

 

10). В каком ряду не со словами пишется раздельно?

  1. Пол так и (не)вымыт нами. Спрятаться было (не)где.
  2. (Не)доброе слово больнее огня жжёт. (Не)кому руку подать.
  3. Дверь (не)открыта. Пожелания так и (не)высказаны.
  4. Загадка (не)разгадана детьми. Снова (не)настная погода.

 

11). На месте каких цифр пишется ни?

          Она (1)перед кем (2)когда (3)открывает сокровенных движений сердца. (4)кому (5)поверяет душевных тайн.

  1.      1, 3, 4, 5
  2.       3, 4, 5
  3.       2, 3, 5
  4.       1, 2, 4

12).  В каком ряду предложений все выделенные  слова  пишется слитно ?

  1. Буря (не)истовствовала (не)сколько часов.
  2. (Ни)чего я (не) хочу, (ни)чего мне (не)нужно.
  3. Всё(таки) (не)хочется в такую жару оставаться дома.
  4. (Не)худо было(бы) съездить к озеру.

 

 

 

 

Самостоятельная работа 5

 

Запишите предложения, объясните, в каком случае пишется НИ.

  1. Меня поразила н(1) столько её красота, сколько н(2)обыкновенное, н(3)кем н(4) виданное одиночество в глазах.

а) 3         б) 1, 2           в) 2, 4            г) 1, 2, 3

2. Н(1) над собой, н(2) вне себя, н(3) внутри себя он н(4) признаёт н(5)какого регулятора.

а) 1, 3       б) 2, 3, 4         в) 2, 5          г) 1, 2, 3, 5

3. Анатоль был н(1) находчив, н(2) быстр, н(3)красноречив, но была у него ценная для света способность спокойствия н(4)чем н(5) изменяемой уверенности.

а) 1, 3        б) 4        в) 2, 4, 5        г) 1, 2, 3

       4. Я теперь отправляюсь на величайшую войну, какая только бывала, а я н(1)чего н(2) знаю и н(3)куда н(4) гожусь.

        а) 1, 3               б) 1, 2          в) 3, 4          г)1, 2, 3

       5. Над ним н(1) было н(2)чего, кроме неба, н(3) ясного, но всё-таки н(4)измеримо высокого, с тихо ползущими по нему серыми облаками.

       а)  1, 3            б) 2           в) 3, 4         г) 1, 2, 4

 

Упражнение 15. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

 

         Но вот (от)куда (н…)возьмись в мёртвую глуш(?) врывает(?)ся ре…кий порыв ветра, который, каж…т(?)ся (н…)чем (н…)сдерж…ш(?). Он стремительно гон…т перед собой столб пыл…, бе…пощ…дно рвёт и метёт древес(?)ную листву, бе…жалос(?)но мнёт и пр…кл…няет к земле полевые злаки. Ярко бл…снувшая молн…я режет синюю гущ…облаков. Вот(вот)разр…зится гроза и на обн…жё…ые поля польётся освежа…щий дождь. Хорошо бы укрыться от этого совсем (не)жда…ого, но жела…ого гостя.  Дождь прошёл, и (в)новь стало жарко. Но отправ…т(?)ся купат(?)ся (н…)хоч…тся, да и (н…)(за)чем: после купан..я ещё больше распариш(?)ся на со(?)нцепёк.. .

 

 


А 18. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно/раздельно.

Служебные части речи

Знаменательные части речи

Не являются членами предложения, используются при существительных и местоимениях

Предлоги

  1. Напротив дома, возле реки, вдоль дороги
  2. Навстречу ветру, впереди отряда, в течение часа, в продолжение суток, сказать в заключение.
  3. Благодаря дождю. Несмотря на усталость

Союзы

Не являются членами предложения, используются для связи однородных членов и частей сложного предложения.

  1. Союзы тоже, также пишутся слитно. Их можно заменить друг другом и союзом и.
  2. Чтобы пишется слитно, = для того чтобы
  3. Зато = но

 

Являются членами предложения

Наречия

Живу напротив, идти впереди, иметь в виду, поговорить насчёт, идти навстречу..

Имя существительное

На встречу с космонавтом, положить на счёт банка, в следствии по делу, в течении реки, ..

Деепричастие

Не смотря по сторонам.

Наречие

Так же. Же можно отбростить

Местоимение с частицей

То же, Что бы

Частицы же, бы может быть отброшена или переставлена на другое место.

Местоимение с предлогом

За то

Пишется раздельно, между словами можно вставить слово.

 

Запомните.

1. Частицы БЫ, ЛИ, ЖЕ всегда пишутся раздельно.

2. Не раз = много, ни разу = ни одного разу

Отрицательные местоимения имеют частицу НЕ под ударением, НИ – без ударения.

3.

Не кто иной

Не что иное

Никто иной

Ничто иное

  • После них обычно стоит как
  • = частицам именно, только
  • Возможна перестановка слов – не иной кто, как
  • Нет союза как, может быть выражение с предлогом кроме.
  • Является членом предложения (подлежащим или дополнением)
  • Перестановка слов невозможна.

 

  1. Во что бы то ни стало, то же самое, так же, как, то есть..

Упражнение 16   Слитно или раздельно?

Кругом было так(же) тихо, как и раньше; то(же) мне герой нашёлся; то(же) происходило и теперь; работа трудная, за(то)интересная; за (то) нарушение он наказан; что(бы) вы на это сказали; и(так) пришли без приглашении, (и)так закончим; боюсь, (по)этому нервничаю; вызвали (по)тому делу; (по)тому пути; (от)чего не позвонили; (при)том выпуске журнала; (при)том успешно выполнил; (по)чему не позвонил; всё ему было (ни)(по)чём.

Упражнение 17  Раскройте скобки.

(Лето)исчисление, трёх(томник), (зоо)магазин, (унтер)офицер, перекати (поле), коно(крад), (яхт)смен, (путь)дорога, (товаро)оборот, (юго)запад, (татаро)монголы. (трёхсот)летие, (пан)Европа, (загран)паспорт, (пол)арбуза, (пол)дыни, (полу)финал, (пол)фруктового сада, (шеф)повар, (Санкт)Петербург, (киловатт)час, (тысяче)летие, (пол)оборота, (за)полночь, (штаб)квартира, (выставка)продажа, (аудио)техника, (генерал)майор, (вице)президент, (кино)аппарат, (военно)служащий, (сорока)летний, (грязе)лечебница, (полу)пансион, (пол)ведра, (пол)следующего дня. (хлеб)соль, Дюма(сын).

Упражнение 18       Раскройте скобки.

Брат пришёл и рассказал то(же)самое, (в)продолжении.. утра, (в)отличи.. от поклонников, (на)перерез машине, вопрос интересный, (при)том неожиданный, говорил (на)счёт творческих планов, (на)подобие скачка, он(де) пусть уходит, надо(же) разобраться, идти (на)перекор судьбе, зима(таки) пришла, кое (в)чём он прав.

 


Синтаксис

 

А 19. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствие.

Проверяется умение различать простые предложения с союзом и и сложносочинённые предложения с союзом и. Что нужно сделать?

  1. Найти главные члены предложения (подлежащее и сказуемое, то есть грамматическую основу).
  2. Если основа одна, то предложение простое, союз и не ставится.( Если он одиночный, а не повторяющийся).
  3. Если основы две, то предложение сложное.
  4. Далее смотрим,  нет ли в начале предложения общего второстепенного члена предложения.
  5. Если его нет, ставим перед и запятую
  6. Если он есть, запятая перед и не ставится.

Примеры:

  1. По воде пробежала рябь, и стало зябко.

В предложении 2 грамматические основы (рябь пробежала, стало зябко).

Значит предложение сложное, общего второстепенного члена нет, перед и запятая.

  1. Я присел на скамейку и начал разговор.

Одна грамматическая основа с однородными членами (я присел и начал), запятая перед и не ставится.

  1. В окна лился глухой шум и летела пыль.

Две грамматические основы (шум лился, пыль летела). Предложение сложное, но есть общий второстепенный член (в окна). Он относится к обоим предложениям, поэтому запятая перед и не ставится.

Упражнение 19

Из карточки выписать номера предложений по столбикам: 1) простые с однородными членами;  2) ССП.

 

1. Челкаш рассердился и острое жжение в груди и у горла передёрнуло его. 2. Ширяев прихлёбывал чай из стакана и прислушивался к разговору. 3. Первая  охотничья неудача рассердила меня но не истребила охотничьей страсти. 4. Он сделать знак хотел рукой но пальцы сжались меж собой. 5. Захар с трудом высвободился из двери и тотчас притворил её за собой и прислонился к ней спиной. 6. Я беспрестанно бегал от большого костра к маленькому приносил щепочек прутьев и сухого камыша для поддержания яркого пламени. 7. Позавчера к рассвету собака вдруг зашлась от лая а потом смолкла и заскулила радостно и раздался стук в окно.

Упражнение 20.

Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

 

Было уже часов десять и над садом св…тила полная луна. В доме Шуминых только что закончилась служба которую заказ…вала бабушка и теперь Наде она вышла в сад на м…нутку видно было как в зале накр…вали на стол как в св…ём ш…лковом платье су…тилась бабушка. Отец Андрей говорил о чём (то) с матерью Нади Ниной Ивановной и теперь мать при вечернем осв…щени… казалась молодой.

В саду было тихо прохладно и тёмные тени лежали на земле. Слышно было как где (то) д…леко должно быть за городом  кр…чали л…гушки. Дышалось глубоко и хотелось думать что (не) здесь а где (то) под небом над деревьями далеко за городом в полях и лесах р…звернулась теперь св…я весе…яя жизнь таинстве…ая и пр…красная. (А.П.Чехов)

Тест  5

   Укажите правильное объяснение пунктуации в следующих предложениях.

  1. Сложное предложение, запятая перед союзом «и» не нужна.
  2. Сложное предложение, запятая перед союзом «и»  нужна.
  3. Простое предложение с однородными членами, запятая перед союзом «и» не нужна.
  4. Простое предложение с однородными членами, запятая перед союзом «и»  нужна.

Предложения:

  1. Чичиков ушёл в комнату одеться и умыться.
  2. Нам предстояло прожить на зимовье несколько дней и обследовать прилегающий  к нему район.
  3. Вечер был прелестный и публики было много.
  4. Ветер подует и колосья весело зашелестят неведомо о чём.
  5. Меж круглых рыхлых облаков невинно небо голубеет и солнце ласковое греет в затишье гумен и дворов.
  6. Секунду он молчал и мать смотрела на него тоже молча.
  7. Намедни ночью бессонница томила меня и в голову пришли мне какие-то две-три мысли.
  8. Ты всегда был строг ко мне и ты был справедлив.
  9. Вавила бросил что-то в костёр и тотчас стало светло.

 

 

 

А 20 – 22. Указать цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Дано простое  осложненное предложение. Могут быть однородные члены предложения, вводные слова, причастный и деепричастный обороты.

Вводные слова и предложения – это специальные слова и сочетания слов, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к тому, о чём он сообщает. Некоторые слова могут быть как вводными, так и самостоятельными. Вводные слова не являются членами предложения, их можно без ущерба для предложения отбросить. Они выделяются запятыми.

Примеры:

file:///C:/Users/2755%7E1/AppData/Local/Temp/msohtml1/01/clip_image011_w60_h58.gifОна мужественно отнеслась к несчастью.

К несчастью, метель задержала вылет самолёта.

В 1-м предложении «к несчастью» – существительное, член предложения, дополнение. Запятыми оно не выделяется.

Во 2-м предложении «к несчастью» – вводное слово (его можно отбросить, оно не является членом предложения). Запятые ставятся.

 

 

 

Однородные члены предложения.

Это слова, отвечающие на один вопрос, относящиеся к одному слову и являющиеся одним членом предложения. Если они употребляются без союзов, то между ними ставится запятая.

Если они соединены одиночным союзом и (или), то запятая не ставится.

Примеры:file:///C:/Users/2755%7E1/AppData/Local/Temp/msohtml1/01/clip_image009_w72_h66.gif

1. Я зашёл в гости к брату, сестре, дяде. (нет союзов, запятые только между однородными членами и это так всегда)

2. Это сделал не я, а он. (противительный союз, запятая ставится всегда)

3. В класс зашли Нина и Оля. (одиночный союз и , запятая не ставится).

4. Запятая ставится перед повторяющимися союзами: и…и, ни…ни, то…то, не то…не то, или…или, либо…либо и др.

5. Сочинительный союз может соединять однородные члены попарно, тогда запятая ставится между парами. (Мужчины и женщины, дети и старики находились в зале).

6. Если союз двойной, то запятая ставится перед второй его частью. (как…, так и; не только… ,  но и; хотя и …, но и др.)

7. При однородных членах могут быть обобщающие слова.

На собрание явились все: и учителя, и ученики. (Все – обобщающее слово, стоит впереди однородных членов, после него ставится двоеточие).

И учителя, и ученикивсе явились на собрание. (обобщающее слово стоит после однородных членов, перед ним ставится тире)

Все: и учителя, и ученики – явились на собрание. (однородные члены стоят после обобщающего слова и разрывают предложение, ставятся оба знака препинания.)

 

Упражнение 21Расставьте знаки препинания.

Он хорошо был подготовлен как по математике так и по французскому.

Люблю я бешеную младость и тесноту и блеск и радость.

Вблизи ручей шумит и скачет и мчится в влажных берегах.

Слёзы ни к селу ни к городу вновь полились из её глаз.

Вид большой проснувшейся реки представляет не только величественное но и страшное и ужасающее зрелище.

Он ни во что не верил а также ничего не признавал.

Было светло но по-осеннему скучно и серо.

Пьер обнял его и поцеловал его в щёки и близко посмотрел на него.

Ни справа ни слева никого не было.

У Сибири есть много особенностей как в природе так и в людских нравах.

Слышно было только мерное дыхание спящих да треск горящих сучьев.

Всюду вверху и внизу пели жаворонки.

В его движениях не чувствовалось волнения или страха.

Старик обломов как принял имение отца так и передал его сыну.

Среди птиц насекомых в густой траве словом всюду чувствовалось приближение весны.

Речка эта производила не только сильное впечатление но и волнение.

А утром всё хрустело вокруг подмёрзшие дороги листья на крыльце торчащие из-под снега чёрные стебли крапивы.

Зелёные берега зелёные деревья всё пропало.

Деревья берега мельница и крестьянские избы всё было мокро чёрно грязно.

file:///C:/Users/2755%7E1/AppData/Local/Temp/msohtml1/01/clip_image006_w120_h48.gif


                 Тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении.

Правило. Тире в простом предложении ставится на месте пропущенной связки «есть»:

  • Если оба главных члена выражены именем существительным в именительном падеже.

                                      (Москва – столица РФ.)

  • Если оба главных члена выражены глаголом в неопределённой форме, или один -

       глаголом в неопределённой форме, а другой – именем существительным в     именительном падеже.

                                  (О решённом говорить – только путать.)

  • Если оба главных члена выражены количественным числительным, или один -

именем существительным в именительном падеже, а другой – количественным числительным.

                                (Дважды два – четыре.)

  • Подлежащее выражено инфинитивом, а сказуемое – наречием.

                                 (Понимать поэзию – чертовски трудно.)

  • Подлежащее выражено именем существительным в именительном падеже, а сказуемое – фразеологическим оборотом.

                                 (А крыльцо – дай бог иному князю.)

  • Если оба главных члена выражены именем существительным в именительном падеже и есть частица «это».

Тире не ставится.

  • Подлежащее выражено личным местоимением. (Он порча, он чума…)
  • Перед сравнительными союзами как, будто, словно, как, что, точно.
  • Если перед сказуемым стоит частица не.
  • Если сказуемое выражено прилагательным.
  • Если между подлежащим и сказуемым стоит вводное слово, наречие, союз, частица.
  • В простых предложениях разговорного стиля речи. (Мой брат инженер.)

 

Упражнение 22Поставить тире там, где это возможно.

  1. Жизнь это долг, хотя б она была мгновением. (Гёте).
  2. Жизнь прекраснейшая из выдумок природы.
  3. Жизнь есть совокупность отправлений, сопротивляющихся смерти.
  4. Жизнь как пьеса в театре: важно насколько хорошо она сыграна.

 

 

 

Упражнение 23 В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?

 

Соловей (1) рассыпаясь ликующей трелью (2) пел (3) свою весеннюю песню.

 

а) 2 -  выделяется причастный оборот

б) 1,2 – выделяется деепричастный оборот

в) 1,2 – выделяется причастный оборот

г) 1,3 – выделяется деепричастный оборот

 

Упражнение24  В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?

 

Вечереющее солнце (1) вдоволь накупавшись (2) в облаках (3) бросит на небосклон несколько лиловых мазков.

 

а) 1 – выделяется причастный оборот

б) 2 – выделяется деепричастный оборот

в) 1,3 – выделяется причастный оборот

г) 1,3 – выделяется деепричастный оборот

 

Упражнение 25. Определите, нужно ли поставить запятые в предложениях с обособленными определениями:

         а) запятую перед и

         б) запятую после и

         в) знаки расставлены верно

  1. Сейчас, наверно, подует ветер, резкий, неприятный, и размечет в клочья этот туман.
  2. Теперь Анна разглядела в углу печь, сделанную из большой железной бочки и на печи большой чугун.
  3. Жёлтые доски спокойно лежали на воде и увлекаемые незаметным течением, поворачивались концами к реке.
  4. Я предполагал, что дело окончится небольшим дождём и, убаюканный этой мыслью, спокойно заснул.
  5. Самолётик задымился и пригибаемый лучом, пошёл к себе, на запад.
  6. схваченная ледком у берегов.
  7. Бедный гость, с оборванной полой и до крови исцарапанный, скоро отыскивал безопасный угол.
  8. Глаза слипались и полузакрытые, тоже улыбались.
  9. Долина, покрытая травами, и прозрачная река купались в беловатой дымке, пронизанной лунными лучами.
  10. Большой двор, кудрявый от репейника и усыпанный жёлтыми листьями, слегка серебрился осенней изморосью.Гулко била волною вздыбленная река, уже подёрнутая салом в протоках и

Упражнение26Определите, есть ли в предложениях с обособленными обстоятельствами пунктуационные ошибки.

а ) есть

б ) нет

  1. Жили Васнецовы, ни с кем не знакомясь.
  2. Спустя полчаса, Анна вывела их на поляну.
  3. Отваживаясь на великое, неизбежно рискуешь добрым именем.
  4. Я трепещу всё время от мысли, что, желая высказать истину, я записываю только вздох.
  5. Учитель быстро и, не ожидая ответов, забросал школьников вопросами.
  6. Вдали сливаясь с небом, громоздились льды.
  7. Схватив удочку, Павка дёрнул её и, оборвав зацепившуюся лесу, выскочил на дорогу.
  8. В тихий вечерний час, хорошо бы постоять в пробудившемся лесу.
  9. Несмотря на неоднократные предупреждения синоптиков, следопыты отправились в дорогу.
  10. Мать, по своей старушечьей привычке явилась на вокзал за целый час.

 

file:///C:/Users/2755%7E1/AppData/Local/Temp/msohtml1/01/clip_image006_w120_h48.gif

 


Обособление приложений, относящихся к именам существительным собственным.

Известный древнегреческий математик Архимед родился в Сиракузах в 287 году до нашей эры.

  • Что такое приложение?
  • Какое приложение называется распространённым?
  • Какое приложение было в этом предложении?
  • Где приложение находилось в данном предложении относительно определяемого слова?

(Пояснение. Приложение – это несогласованное определение, которое выражено существительным и согласуется с определяемым существительным в падеже. Например, девушка – красавица. Оно может быть распространённым и не –распространённым.)

Вывод 1. Если распространённое приложение стоит перед определяемым словом (именем собственным), оно не обособляется.

Упростим предложение, сделаем приложение нераспространённым.

Математик Архимед родился в Сиракузах.

Вывод 2. Нераспространённое приложение, относящееся к собственному существительному и стоящее перед ним, не обособляется.

Поменяем местами приложение и имя существительное собственное.

Архимед, математик, родился в Сиракузах

Вывод 3. Если нераспространённое приложение стоит после собственного существительного, оно обособляется.

Распространим приложение.

Архимед, известный древнегреческий математик, родился в Сиракузах.

Вывод 4. Если распространённое приложение стоит после собственного существительного, оно обособляется. Обобщим:

Если приложение, распространённое или нераспространённое, относящееся к имени существительному собственному, стоит перед определяемым существительным, оно не обособляется; если стоит после него, то обособляется.

  • Известный древнегреческий математик Архимед…
  • Математик Архимед…
  • Архимед, математик,…
  • Архимед, известный древнегреческий математик,

Запомните!

  1. При сочетании нарицательного имени существительного, обозначающего возраст, национальность, профессию и т.д. человека, с именем собственным приложением является нарицательное имя (математик Архимед, профессор Лобачевский).
  2. При сочетании нарицательного имени существительного с неодушевлённым именем собственным приложением является имя собственное. (Город Сиракузы известен миру тем, что в нём родился Архимед.) – в приложении заключена важная информация.
  3. Сказуемое в таком приложении согласуется с подлежащим, а не с приложением. (Город Сиракузы известен миру.)
  4. Приложение может присоединяться к определяемому слову при помощи союзов то есть, или, как и при помощи слов по имени, по прозвищу…( Древнегреческий математик и астроном Архимед наблюдал солнечные и лунные затмения с помощью полой вращающейся сферы, или планетария.)

   Упражнение 27                                        Диктант.

(Во)время войны Архимед возглавил оборону Сиракуз. Его метательные машины вынудили римлян отказат…ся от попытки взять город штурмом то есть приступом и заставили перейти к осаде. Корабли противника были со(ж,жж)ены на ра…тоянии с помощью изобретё…ых им вогнутых зеркал. Архимедом математиком физиком и механиком были придуманы системы рычагов и водоподъёмного механизма. Сочинения Архимеда автора многочисле…ых открытий изданы на многих языках мира.

  Упражнение 28   Расставьте знаки препинания в предложениях.

Несчастью верная сестра надежда в мрачном подземелье разбудит гордость и веселье.

Хозяин мой доктор был вечно занятым человеком.

Я ваш старинный сват и кум пришёл мириться к вам совсем не ради ссоры.

 

 

 

 

 

 

 

file:///C:/Users/2755%7E1/AppData/Local/Temp/msohtml1/01/clip_image013_w42_h72.gifТест 6

 

I. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

      1. Цвет топаза и при дневном, и при искусственном освещении остаётся тот же.

       2. На экзамене предлагалось прочесть басню, или рассказ.

      3. Гость недолго гостит, да много видит.

      4. Везде: на стенах домов, беседках, оградах – вился плющ.

II. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

  1. Все явления природы: солнечное тепло, ветер, дождь можно назвать географическими деятелями.
  2. В наших лесах встречаются и лоси, и олени.
  3. Мальчики обычно мечтают стать или лётчиками, или моряками.
  4. Приливы и отливы происходят не только в океане, но и в недрах земли.

 

III. Укажите предложение с пунктуационной оши